Погрузка на сети РЖД в 2022 году может снизиться на 4%
Это станет худшим результатом монополии за 13 летСнижение погрузки на сети РЖД за 2022 г. может достигнуть 4%, что является самым сильным снижением с 2009 г. Это следует из декабрьского обзора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которым ознакомились «Ведомости». Прогноз соответствует динамике погрузки в ноябре, которая, согласно оперативным данным РЖД, снизилась на 4,1% до 103,5 млн т.
Согласно обзору ИПЕМа, темпы снижения погрузки на сети РЖД в ноябре были выше октябрьских на 1,1 п. п. В декабре институт ожидает усиления негативной динамики, но по итогам года показатель общего снижения грузовой базы окажется лучше ожидаемого монополией значения в 5%, следует из документа. Представитель РЖД подтвердил актуальность текущего прогноза.
По оперативным данным РЖД, в январе – ноябре 2022 г. погрузка на сети составила более 1,1 трлн т (-3,6% к аналогичному периоду 2021 г.). Отставание, по информации компании, связано как с проседанием экспортных перевозок в западном направлении, так и с ростом количества более легких контейнерных отправок в сообщении с Дальним Востоком.
По итогам 11 месяцев 2022 г. снижение зафиксировано практически по всем номенклатурам грузов. В частности, погрузка угля снизилась на 5,1% в годовом выражении до 323,2 млн т, зерна – на 6% до 21,3 млн т, удобрений – на 6,5% до 55,4 млн т, кокса – на 14,6% до 9,3 млн т, лома черных металлов – на 19,1% до 12,2 млн т, лесных грузов – на 24,7% до 29,1 млн т. Выросла погрузка строительных грузов – на 5,3% до 123,8 млн т.
По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александра Слободяника, за 11 месяцев погрузка нефтяных грузов показала отрицательную динамику, сократившись на 0,3% (до 197 млн т), но рост отправок в направлении Северо-Запада и Дальнего Востока поддержал грузовую базу нефти и нефтепродуктов. Он также отметил прирост погрузки зерна в ноябре на 18,2% до 2,6 млн т.
По прогнозу источника «Ведомостей» в крупной операторской компании, погрузка в самом массовом виде подвижного состава – полувагонах – по итогам года снизится на 2–2,5%. Основное снижение ожидается по каменному углю, черным металлам и железной руде. По его словам, это связано с сокращением экспортных объемов на фоне вводимых ограничений. «Погрузку в полувагонах поддержали минерально-строительные грузы (+6,5–7%), это в большей части щебень для нацпроекта «Безопасные качественные дороги», – отметил собеседник.
Сильнее погрузка снизится в менее популярных крытых вагонах – примерно на 3,5%, полагает он. На динамику тут оказывает влияние снижение перевозок строительных грузов (-8%), включая перевозки цемента, которые снизятся на 17%, а также лесных грузов, химикатов и соды (спад на 18%), в том числе за счет конкуренции с контейнерными перевозками, объясняет источник.
Директор логистической компании «РТСБ-рус» Александр Баскаков считает, что объем контейнерных перевозок подрастет к прошлому году примерно на 5–7%. Он добавил, что планы самой компании по увеличению объемов перевозок в контейнерах в прямом железнодорожном сообщении в целом достигнуты.
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что самое крупное падение объемов перевозок на 15% было в 2009 г. «Прогнозируемое снижение на 4% – это довольно успешный итог тяжелого для транспортной отрасли года», – подчеркивает эксперт.
По официальным данным РЖД, за последние годы падение фиксировалось только в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса. Тогда погрузка на сети составила 1,243 трлн т (-2,7% к предыдущему году). В 2021 г. это отставание удалось наверстать: было погружено 1,283 трлн т – на 3,2% больше, чем в 2020 г. Этот показатель незначительно выше и доковидных значений 2019 г. в 1,278 млн т.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров предполагает, что снижение грузовой базы РЖД будет чуть меньше 4%. «Это связано в первую очередь с углем, по которому даже в условиях проблем на Восточном полигоне (речь идет о перегруженности БАМа и Транссиба. – «Ведомости») наблюдается неплохая динамика, а также с положительной динамикой по строительным грузам», – объясняет он. Эксперт также добавил, что, вероятно, будет улучшаться динамика погрузки по зерну.
Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин констатирует недозагруженность западного направления (к портам Санкт-Петербурга) в сообщении со странами Прибалтики и Финляндией, которая продолжится и в дальнейшем. Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин в ноябре оценивал падение по этому направлению в диапазоне от 30 до 50%.
Тем не менее, по мнению Бурмистрова, в условиях масштабного повышения тарифов и отмены скидок на экспортные перевозки угля динамика доходов РЖД будет «существенно лучше прогнозов». Индексация грузового тарифа монополии, согласно приказу ФАС, в 2023 г. составит 8%, в 2024 г. – 7,1%, в 2025 г. – 4,6%.
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин оценивает выпадающие доходы РЖД по году в пределах 0,4–0,8 млрд руб. В 2023 г. динамика погрузки в зависимости от сценариев составит от +1% до -1,5%, считает эксперт.
«Ведомости» направили запросы в Минтранс, крупнейшим грузоотправителям угля, металлов, минеральных удобрений и других основных грузов.