Из России ушел главный поставщик данных о железнодорожном рынке
Это был украинский журнал, на место которого теперь претендуют отечественные аналитикиУкраинское издательство «Металл-курьер» с 2023 г. перестанет выпускать журнал «Промышленные грузы» в России. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в одном из железнодорожных операторов, а также подтвердили в других операторах и аналитических компаниях.
Журнал «Промышленные грузы» собирает и предоставляет по платной подписке подробную информацию о тарифах российских операторов на предоставление вагонов, стоимости нового подвижного состава и деталей на вагоностроительных заводах и т. д. Журнал юридически выпускается в России, но фактически является украинским: IP-адреса и серверы издательства находятся на Украине, говорит один из собеседников «Ведомостей».
По его словам, данные «Промышленных грузов» были ориентиром для всего железнодорожного рынка России. «Операторские компании ссылались на статистику журнала в переговорах, в судебной практике ее использовали для обоснования ставки предоставления вагонов, определения штрафов. Вагоноремонтные компании использовали эти данные в договорах, а вагоностроительные заводы – в своих формулах и расчетах», – пояснил он.
Другой источник в экспертном сообществе добавил, что издание выросло из департамента снабжения мариупольской «Азовстали», которая была одним из крупнейших производителей подвижного состава, комплектующих, литья и т. п. «Это было почти 20 лет назад. Корни у них украинские, поэтому логично, что они уходят с российского рынка», – добавил он.
Уход «Промышленных грузов» стал одной из основных тем совещания на площадке подведомственного Минтрансу «Росжелдора» в конце октября, говорят собеседники «Ведомостей». На нем операторы и эксперты обсуждали, как теперь организовать мониторинг тарифов на услуги в морских терминалах, стоимости услуг операторов вагонов и судоходных компаний таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ участников рынка к этой информации.
По итогам совещания «Росжелдор» попросил заинтересованные стороны направить до середины ноября информацию о формате и возможности предоставления данных по железнодорожному рынку. Это следует из письма главы ведомства Алексея Дружинина в адрес отраслевых экспертов от 2 ноября («Ведомости» ознакомились с документом). В письме говорится, что по итогам рассмотрения предоставленной информации в «Росжелдоре» будет проведено повторное совещание по этому вопросу.
По словам источника «Ведомостей» в операторской компании, на место украинского журнала есть сразу несколько претендентов. Среди них «Технологии доверия – консультирование» (бывшая PwC в России), Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), журнал «РЖД-партнер» и агентство «Infoline-аналитика». Последние три компании подтвердили свой интерес к этой нише.
Директор по маркетингу «РЖД-партнера» Марина Ермоленко отметила, что обзоры «Промышленных грузов» никогда не были единственным источником для получения такого рода данных по железнодорожному рынку. «Не случайно позиция регулятора в отношении информационного обеспечения участников отрасли однозначна: необходима здоровая конкуренция среди поставщиков исследований, обзоров и проч.», – отметила она.
Издание, по ее словам, проинформировало «Росжелдор» о том, что выпускает исследование «Ставки и грузовые вагоны» с мая 2022 г., а с августа начался выпуск исследований «Рынок аренды грузовых вагонов» и «Рынок производства и ремонта грузовых вагонов».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров рассказал «Ведомостям», что с декабря 2022 г. компания планирует начать регулярно публиковать некоторые данные по ставкам аренды и стоимости плановых ремонтов подвижного состава на собственном портале. Это позволит обеспечить возможность свободного доступа широкого круга участников рынка к получению агрегированной информации вне зависимости от оформления подписки, поясняет он. Бурмистров выразил готовность сотрудничать с «Росжелдором» в этом направлении.
По словам заместителя гендиректора ИПЕМа Владимира Савчука, институт на основе своего 17-летнего опыта подготовил информационно-аналитический продукт, содержащий полный спектр показателей состояния отрасли. Он называется «Мониторинг основных показателей и тенденций в железнодорожной отрасли». Сейчас мониторинг содержит более 1000 числовых рядов по перевозкам, ремонтам, производству подвижного состава, запасных частей и объем информации постоянно увеличивается, говорит Савчук.
РЖД и сама хотела создать госсистему мониторинга товарных и транспортных рынков («Ведомости» писали об этом 4 августа). Представитель госмонополии обосновывал такую необходимость непрозрачностью тарифов, которые устанавливают участники рынка перевозок. В то время как стоимость услуг РЖД устанавливается государством и есть в публичном доступе, подчеркивал он. Отраслевое сообщество встретило идею монополии достаточно холодно.
Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин полагает, что больше всего шансов стать ведущим игроком в этой сфере у «РЖД-партнера». Издание больше других погружено в тематику, имеет много достоверных источников на рынке, отмечает он. В исследованиях «РЖД-партнера», по словам Семенкина, есть все необходимые рынку индикаторы: ставки доходности, аренды, стоимости вагонного парка и деталей для него.
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что аналогичного украинскому журналу источника данных сейчас на рынке нет. Претендентов будут, скорее всего, невольно сравнивать с «Промышленными грузами», которые в течение длительного времени выстраивали отношения с отраслью, отмечает он.
«Ведомости» направили запросы в Минтранс, «Росжелдор», РЖД и издательский дом «Металл-курьер».