Правительство ждет нового роста перевозок грузов по Севморпути в 2023 году

Он составит не более чем 10% к уровню пикового 2021 года, считают эксперты
Наиболее оптимистичный вариант перевозок по СМП в 2023 г. – это 37–38 млн т
Наиболее оптимистичный вариант перевозок по СМП в 2023 г. – это 37–38 млн т / Павел Львов / РИА Новости

Правительство ожидает увеличения перевозок грузов по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) в 2022 г. относительно первоначального прогноза, а уже в 2023 г. показатель возобновит поступательный рост. Об этом 15 ноября рассказал премьер Михаил Мишустин, выступая на форуме «Транспорт России». В этом году по СМП уже перевезено 25 млн т грузов, уточнил он.

Глава правительства назвал развитие СМП одним из ключевых приоритетов государства, а также напомнил о необходимости достижения целевого показателя перевозок в 80 млн т грузов к 2024 г. За счет каких грузов планируется нарастить объем перевозок в 2023 г., он не уточнил. Мишустин также не привел конкретные цифры по ожидаемому грузопотоку в 2022 г.

«Ведомости» направили запросы в правительство и ФГБУ «Администрация Севморпути».

Еще весной 2022 г. «Росатом» (оператор Севморпути) ожидал, что объем перевозок по СМП в этом году снизится на 5% до 32 млн т. В начале ноября заместитель директора департамента реализации проектов СМП – начальник отдела развития инфраструктуры «Росатома» Константин Стасюк уточнил этот прогноз, отметив, что перевозки составят более 33 млн т, что примерно на 2,7% меньше уровня прошлого года.

Объем перевозок российских грузов по СМП в 2022 г. вырастет в годовом выражении на 2,5%, международных транзитных перевозок в акватории не ожидается, говорил в сентябре замглавы дирекции СМП «Росатома» Максим Кулинко. В 2021 г. объем перевозок в рамках международного транзита составил 2 млн т при плановом показателе до 1,5 млн т. Но на 1 сентября заявок от компаний, обеспечивших объем транзита минувшего года, не поступало. Зарубежные грузы по СМП в основном возила датская Moller-Maersk, которая после начала СВО ушла из России.

Северный морской путь растянулся на 5600 км от Мурманска до Владивостока вдоль российского побережья морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Навигация в восточном секторе Севморпути (от Таймыра до Берингова пролива) зимой невозможна без ледокольной проводки. Толщина льда там достигает 3 м. В 2021 г. грузопоток на СМП составил 34,9 млн т. С 2019 по 2021 г. число рейсов увеличилось с 799 до 1627 в год, а грузопоток вырос на 11%.

В августе 2022 г. правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 г. с общим объемом финансирования около 1,8 трлн руб. В принятом документе за основу взят так называемый целевой сценарий грузопотока, предусматривающий выход на перевозку в 2024 г. 80 млн т грузов, в 2030 г. – 150 млн т, в 2035 г. – 220 млн т. Прорабатывались также и другие сценарии – рисковый и базовый, но они отражения в плане не получили («Ведомости» писали об этом 20 июня).

Востребованность СМП сейчас возросла на фоне недозагрузки портов Северо-Запада, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он считает вероятность превышения весеннего прогноза «довольно высокой». По итогам года эксперт ожидает роста объемов перевозок по СМП до 35 млн т.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что на 2023 г. планом развития СМП предусмотрена перевозка 46,8 млн т грузов, но это, по его мнению, недостижимо. Он полагает, что проект «Новатэка» по сжижению газа «Арктик СПГ – 2» не заработает в срок (первая линия должна быть запущена в 2023 г. – «Ведомости»). Скорее всего, уменьшатся объемы отгрузок по Сырадасайскому угольному месторождению «Северной звезды», а международный транзит восстановить не получится, пессимистичен Бурмистров. По словам аналитика, наиболее оптимистичный вариант перевозок по СМП в 2023 г. – это 37–38 млн т, что предполагает рост не более чем на 10% к уровню пикового 2021 года.

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев считает, что прогнозы в первую очередь отражают не планы работы транспортной системы Севморпути, а результаты недропользователей, которые обеспечивают грузовую базу для проекта. «В следующем году радикального роста объема перевозок не будет», – уверен эксперт. Тем не менее, по словам Григорьева, возможен рост перевозок грузов для проектов «Восток ойл» «Роснефти», Сырадасайского месторождения, проектов «Норникеля».

«Но в сложившихся геополитических условиях планы по почти утраиванию грузопотока на СМП за два года вряд ли будут достигнуты», – резюмировал эксперт.