Правительство утвердило дорожную карту на 1,8 трлн рублей по развитию Севморпути

У проекта сохраняются риски по грузовой базе, а стоимость его развития может вырасти, предупреждают аналитики
В дорожной карте расписан объем грузов по каждому ключевому грузоотправителю на СМП
В дорожной карте расписан объем грузов по каждому ключевому грузоотправителю на СМП / Оксана Сотник / ТАСС

Правительство 4 августа утвердило стратегический документ для развития Северного морского пути (СМП) – дорожную карту до 2035 г. стоимостью почти 1,8 трлн руб. Мероприятия плана разбиты по пяти ключевым направлениям: грузовая база, транспортная инфраструктура, грузовой и ледокольный флот, безопасность, управление и развитие судоходства.

Инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру составят около 800 млрд руб. В частности, на железнодорожные транспортные коридоры для увеличения грузопотока по СМП с 2022 по 2028 г. потратят 570,2 млрд руб. Большая часть этого финансирования, т. е. 506,5 млрд руб., пойдет на создание Северного широтного хода (СШХ) – железной дороги в ЯНАО протяженностью более 700 км и железнодорожных подходов к ней.

На 2022–2024 гг. запланировано строительство железной дороги по направлению Лавна – Выходной с мостом через реку Тулома в Мурманской области за 37,7 млрд руб. А в 2025–2031 гг. – создание железнодорожных подходов к транспортно-логистическому узлу для перевалки транзитных контейнерных грузов на Северо-Западе России за 26 млрд руб.

Стоимость развития портовой инфраструктуры в 2022–2026 гг. оценивается в 221,6 млрд руб. В частности, запланирована реконструкция объектов третьего грузового района порта Мурманск за 6,4 млрд руб. и строительство комплекса перегрузки угля в Лавне за 45,5 млрд руб. (в рамках развития Мурманского транспортного узла).

Кроме того, в 2024–2025 гг. в Мурманске планируется создать терминал по перевалке минудобрений и апатитового концентрата стоимостью около 23 млрд руб., а в порту Владивосток – грузового терминала по транзитной перевалке контейнеров за 8 млрд руб. В 2025–2026 гг. намечено строительство морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на Новой Земле за 3,8 млрд руб.

Общий объем финансирования развития ледокольного флота на 2022–2030 гг. оценивается в 539 млрд руб. В 2022–2030 гг. будет сдано пять универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Они должны заменить советские ледоколы «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы». Головной ледокол «Арктика» проекта 22220 сдан в октябре 2020 г., второй серийный ледокол проекта «Урал» будет сдан в 2022 г. Ранее сообщалось, что его ходовые испытания планируется начать уже в сентябре. В 2022–2027 гг. также планируется строительство головного ледокола проекта 10510 «Лидер», а в 2023–2030 гг. – еще четырех дополнительных ледоколов.

В 2021 г. грузопоток на СМП составил 34,9 млн т, из которых на транзитные перевозки пришлось 2 млн т. С 2019 по 2021 г. число рейсов увеличилось с 799 до 1627 в год, а грузопоток вырос на 11%.

В принятом правительством плане развития СМП за основу взят так называемый целевой сценарий грузопотока, предусматривающий объем перевозки в 2024 г. в 80 млн т, в 2030 г. – 150 млн т, в 2035 г. – 220 млн т. Как писали «Ведомости» со ссылкой на материалы «Росатома», прорабатывались и другие сценарии – рисковый и базовый (см. номер от 20 июня), но они отражения в плане не получили.

Вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, слова которого приводятся на сайте правительства, отметил, что все показатели дорожной карты согласованы с Минфином и другими ведомствами.

В дорожной карте расписан объем грузов по каждому ключевому грузоотправителю на СМП. В частности, прогнозируемый объем перевозки грузов с флагманского проекта «Восток ойл» «Роснефти» в 2024 г. составит 30 млн т, а к 2030 г. он должен вырасти до 100 млн т с сохранением объемов до 2035 г. С «Нового порта» «Газпром нефти» в 2023 г. планируется вывоз 6,14 млн т грузов с постепенным снижением объемов к 2035 г. до 2,09 млн т. Объем грузов «Новатэка» в 2023–2035 гг. с проекта «Ямал СПГ» составит около 20 млн т ежегодно, с проекта «Арктик СПГ-2» – 3,6 млн т в 2023 г. с ростом до 21,2 млн т к 2026 г. и сохранением этого показателя до 2035 г. Проект «Арктик СПГ-1» обеспечит СМП 2,3 млн т грузов к 2027 г. с планомерным ростом до 21,5 млн т к 2035 г., «Обский ГХК» – 0,6 млн т грузов в 2024 г. с ростом до 5,2 млн т к 2026 г.

Объем грузов «Норникеля» по СМП в 2023 г. составит 0,96 млн т, к 2025 г. он увеличится до 1,08 млн т с сохранением до 2035 г. Компания «Северная звезда» (входит в AEON Романа Троценко), разрабатывающая Сырадасайское угольное месторождение в 110 км юго-восточнее Диксона, начнет перевозки 1,8 млн т грузов по СМП в 2023 г., а к 2029 г. должна увеличить объем до 12 млн т и сохранить его на этом уровне до 2035 г.

Горнодобывающая компания «Баимская» (принадлежит казахстанской KazMinerals), реализующая проект по разработке медного месторождения на Чукотке, с 2027 г. обеспечит перевозку по СМП 0,34 млн т, к 2030 г. – 1,38 млн т со снижением к 2035 г. до 1 млн т.

Объем перевозок грузов обеспечения, северного завоза и транзита планируется увеличить с 14 млн т в 2023 г. более чем в 2 раза – до 34 млн т в 2030 г., а к 2035 г. они составят уже почти четверть всего грузопотока на СМП – 53,5 млн т.

Представитель «Норникеля» заявил «Ведомостям», что утвержденные в документе показатели «соответствуют планам компании по объемам коммерческого вывоза продукции из Норильского промышленного района». Он напомнил, что в 2020 г. флот компании перевез более 1,5 млн т грузов, что составляет примерно 5% всего грузооборота СМП.

Другие крупнейшие грузоотправители СМП на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера не ответили.

Аналитики InfraOne Research отмечают, что документ в своих базовых параметрах мало изменился по сравнению с версией от 2019 г., но стал более подробным. «Его можно считать расширенной и более актуальной версией предыдущего документа», – заявил представитель компании. Он добавил, что в него включили многие инициативы из федеральных проектов «Развитие морских портов» и «Развитие СМП» из Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (в частности, вошли строительство терминала СПГ и ГК «Утренний» в порту Сабетта, развитие Мурманского транспортного узла, строительство атомных ледоколов).

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ключевой проблемой плана по-прежнему остается «излишне оптимистичный» прогноз грузовой базы. «В условиях введенных санкций не совсем понятно, в какие сроки и как будут реализованы «Арктик СПГ-1» и «Обский ГХК» (проекты «Новатэка». – «Ведомости»)», – говорит он. Руководитель InfraOne Research Александра Галактионова к вероятным рискам также отнесла возможное нежелание зарубежных компаний перевозить грузы через российскую акваторию, что поставит под вопрос транзитный потенциал СМП.

Аналитики InfraOne Research также отмечают, что, несмотря на внушительный объем инвестиций, заложенный в плане развития СМП, в процессе его реализации «многие проекты потребуют пересмотра стоимости в сторону увеличения».