«Якутия» каннибализировала суперджеты

Восстановить самолеты в текущей ситуации невозможно, но лизингодатель – ГТЛК – планирует их забрать
Представитель ГТЛК подтвердил, что договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, планируются к расторжению
Представитель ГТЛК подтвердил, что договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, планируются к расторжению / РИА Новости

Авиакомпания «Якутия» каннибализировала два из четырех Superjet 100 (SSJ100), полученных в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Это выяснилось в ходе недавнего внеочередного мониторинга состояния воздушных судов, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к ГТЛК, и подтвердил еще один собеседник, знакомый с результатами проверки. Ее проводили специалисты лизинговой компании и независимый технический эксперт. «На самолетах отсутствуют маршевые силовые установки и ряд других ключевых агрегатов», – констатировал один из собеседников. В таком состоянии суперджеты находятся уже больше года. Представитель лизинговой компании подтвердил, что из четырех переданных в аренду самолетов SSJ100 «два находятся в неисправном состоянии и разукомплектованы».

После мониторинга представители ГТЛК обратились к производителю – предприятию «Иркут» (входит в ОАК), а также к Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) за экспертной оценкой, уточнил один из источников «Ведомостей». Предприятия ответили, что в условиях американских и европейских санкций восстановить каннибализированные суда пока «не представляется возможным», резюмировал собеседник «Ведомостей». Российско-французская компания PowerJet прекратила выпускать и обслуживать двигатели SaM146 для SSJ100 еще в марте, а отечественный двигатель ПД-8 производства «ОДК-Сатурн» пока не сертифицирован.

Лизингодатель и ранее выявлял проблемы с эксплуатацией и обслуживанием самолетов «Якутии», рассказывает один из источников. В 2020 г. на одном из суперджетов, эксплуатируемых «Якутией», потребовалась замена стекла в кабине пилотов, вспоминает собеседник: «Но авиакомпания, вместо того чтобы обратиться к производителю, скорее всего, решила выполнить работы своими силами. В итоге, видимо, забыли поставить на место заглушки – и борт залило дождем. В ходе проверки в кабине экипажа были обнаружены следы воды и большое количество неидентифицированных крепежных элементов». Своевременные меры по восстановлению летной годности тогда не были приняты эксплуатантом, а дальнейшее нарушение условий хранения и неконтролируемый демонтаж агрегатов еще более усугубили ситуацию, говорит собеседник.

ГТЛК намерена в ближайшее время запустить процесс изъятия этих судов у «Якутии» – сразу после одобрения расторжения договоров аренды с авиакомпанией на корпоративном уровне, говорят источники «Ведомостей». «Мы всегда пытаемся пойти навстречу всем своим эксплуатантам, чтобы поддержать отрасль. И только когда нас ставят в безвыходную ситуацию, мы принимаем радикальные меры», – заключил один из собеседников, близких к лизинговой компании.

Что такое SaM146

Установленные на суперджетах двигатели SaM146 выпускало предприятие PowerJet, учредителями которого являются российское НПО «Сатурн» и французская Safran (бывшая Snecma). Во Франции производилась горячая часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), а в России – холодная (вентилятор, турбина низкого давления), также осуществлялась общая сборка и установка на планер. В марте компания Safran отказалась не только обслуживать двигатели и поставлять новые, но и возвращать отремонтированные установки. Министр транспорта Виталий Савельев еще в марте признавал, что планов на случай выхода из строя двигателей SaM146 в правительстве нет. «В чем основная проблема SSJ100? Мы сейчас возьмем 148 SSJ – и веером пошли летать, а импортная составляющая там большая, а двигатель Snecma. А что будет, если они выйдут из строя? Как их менять?» – говорил Савельев.

Представитель ГТЛК подтвердил, что договоры аренды воздушных судов, находящихся не в состоянии летной годности, планируются к расторжению. По его словам, задолженность «Якутии» перед ГТЛК достигла уже 1,6 млрд руб., текущие платежи авиакомпания осуществляет частично. При этом авиакомпании в 2021–2022 гг. были выделены субсидии из регионального бюджета в размере около 2 млрд руб.: 1,5 млрд руб. на поддержание летной годности судов и 500 млн на возмещение затрат по лизинговым платежам, отметил собеседник.

«Проблемы в данном случае на стороне авиакомпании», – заявил «Ведомостям» представитель «Ростеха», отказавшись от дополнительных комментариев. Представители «Якутии», ОДК и «Иркута» не ответили на запрос. «Ведомости» направили запрос в Минтранс и Росавиацию.

В октябре 2021 г. Минпромторг и ГТЛК уже грозили изъять у «Якутии» суперджеты. «К сожалению, мы на протяжении нескольких лет получаем негативный опыт, связанный с тем, что либо это менеджмент, либо еще какие-то причины, но обслуживание самолетов не осуществляется своевременно», – подчеркивал глава Минпромторга, вице-премьер Денис Мантуров. 7 ноября «Коммерсантъ» писал, что ГТЛК предложила другим авиакомпаниям приобрести SSJ100 «Якутии». Интерес к этим самолетам проявляли в авиакомпаниях «Ираэро», «Азимут» и Red Wings.

Сейчас достаточно сложное время для поддержания летной годности суперджетов с точки зрения эксплуатантов, отметил эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, авиакомпании, чтобы продолжать работу, вынуждены «предпринимать различные действия, в том числе и каннибализацию». Но самолеты могли бы эксплуатироваться «Якутией» гораздо дольше, если бы авиакомпания вовремя выполняла предписанные производителем регламентные работы, уверен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Один из собеседников «Ведомостей» утверждает, что у «Якутии» есть проблемы с обслуживанием не только суперджетов. «На текущий момент парк авиакомпании «Якутия» на 80% неисправен», – подчеркнул он. «Якутия» эффективно эксплуатирует авиапарк, состоящий более чем из 20 самолетов западного и российского производства, указано на сайте авиакомпании. Но, по данным «Росавиации», на ноябрь 2022 г. флот «Якутии» насчитывает 15 самолетов – на пять судов меньше. Это пять SSJ100: четыре от ГТЛК и пятый от «ВЭБ-лизинга», но он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 г. Также у компании есть три самолета B737-700, три B737-800 и четыре Bombardier Dash 8-Q300.

Перспективы импортозамещения

В 2022 и 2023 гг. планируется выполнить работы по изготовлению опытных воздушных судов SSJ-New с максимальным импортозамещением агрегатов и систем, включая российскую маршевую силовую установку ПД-8, говорится в программе развития авиаотрасли до 2030 г. (утверждена правительством 25 июня 2022 г.). Завершение сертификации SSJ-New запланировано на 2023 г. Согласно этому же документу, первые шесть двигателей ПД-8 ожидаются также в 2023 г. Серийное производство двигателей – по 44 силовые установки в год – должно стартовать в 2024 г. Всего к 2030 г. планируется выпустить 314 двигателей ПД-8 и 142 самолета SSJ-New с российской силовой установкой.

Что такое «Якутия»

Авиакомпания «Якутия» убыточна: по итогам 2021 г. ее чистый убыток составил 609,8 млн руб., выручка – 10,9 млрд руб. За январь – декабрь 2021 г. авиакомпания перевезла 821 556 пассажиров. Генеральный директор – Андрей Винокуров. До середины осени почти 100% акций «Якутии» принадлежало министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). 26 октября 2022 г. «Якутия» вошла в состав единого авиаперевозчика Дальнего Востока – авиакомпании «Аврора». Власти Якутии подписали соглашение о передаче 25% акций перевозчика.

Планы ОАК по сертификации самолета в 2023 г. с отечественными системами вполне реализуемы, отметил Гусаров. Но полетит SSJ-New, скорее всего, пока на российско-французском SaM146, считает эксперт. В мае завершились только стендовые испытания газогенератора, но сам боевой двигатель ПД-8 еще не собрали, напомнил он. «Двигатель еще должен пройти большую программу летных испытаний, могут быть доработки. И только после доработок завершается сертификация двигателя», – пояснил эксперт.

В октябре премьер-министр Михаил Мишустин говорил, что двигатель ПД-8 будет сертифицирован в декабре 2023 г. В ходе совещания у президента по развитию авиатранспортной отрасли летом текущего года поручено принять исчерпывающие меры для обеспечения своевременного начала поставок самолета SSJ с двигателем ПД-8 в конце 2023 г., напомнил представитель Минпромторга. Поэтому, заверил он, предприятия авиационной промышленности активизируют работу в целях соблюдения установленных сроков.

Сертификация воздушного судна с новым двигателем возможна только после испытаний на опытном самолете, подытожил Гусаров. В качестве примера он привел МС-21, который летает с уже сертифицированным ПД-14 1,5 года, но сам самолет с отечественным двигателем не сертифицирован до сих пор. «Так что если в «ОДК-Сатурн» будут ударно трудиться, то самый минимальный и оптимистичный срок сертификации SSJ с отечественным двигателем – это 2025 г.», – заключил Гусаров.