ОАК хочет заменить двигатели всех Sukhoi SuperJet на отечественные

На это, по оценкам экспертов, потребуется порядка семи лет
ОАК хочет заменить двигатели всех Sukhoi SuperJet на отечественные
ОАК хочет заменить двигатели всех Sukhoi SuperJet на отечественные / Максим Стулов / Ведомости

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; входит в «Ростех») планирует заменить российско-французские двигатели SaM-146 на российские ПД-8 на самолетах уже эксплуатируемых Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100). Об этом сообщил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь на форуме «Армия».

На данный момент, по словам Слюсаря, проект ремоторизации «находится на стадии проработки и обсуждения» совместно с авиакомпаниями и лизингодателями. «Наша задача на ближайшие годы – весь парк из 150 «Суперджетов» как можно дольше продержать в исправном состоянии», – отметил Слюсарь (цитата по «Интерфаксу»).

«Наличие альтернативной маршевой силовой установки – это, несомненно, позитивный фактор при эксплуатации любой модели воздушного судна, SSJ100 здесь не исключение. Мы ждем появления двигателя ПД-8 и рассчитываем на возможность ремоторизации действующего парка SSJ100 в будущем», – сообщил «Ведомостям» представитель авиакомпании Red Wings.

Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) заявил «Ведомостям», что компания «поддерживает мероприятия, нацеленные на импортозамещение комплектующих для отечественной техники», объяснив это необходимостью обеспечения ее безопасной работы.

SSJ100 – первый постсоветский пассажирский самолет, создание которого началось в РФ с начала 2000-х гг. В 2011 г. он был сертифицирован и стал поступать в авиакомпании. Производством занимается авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ). Текущая версия SSJ100 примерно на 70% состоит из иностранных комплектующих. В частности, самолет оснащен двигателем совместного предприятия (СП) PowerJet французской Safran и российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в «Ростех») – SaM146. В конце марта 2022 г. СП PowerJet прекратило выпуск двигателей и их ремонт из-за антироссийских санкций.

Отечественный двигатель ПД-8 создавался для импортозамещенной версии SSJ100 – SSJ-New. Без учета силовой установки импортозамещение самолета обойдется в 50 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 21 июня). ПД-8 завершил программу стендовых испытаний, но самолеты, оснащенные этим отечественным двигателем, еще не летали. Головным разработчиком выступает «ОДК-Сатурн».

Первые поставки ПД-8, согласно программе развития авиаотрасли до 2030 г., в количестве шести штук ожидаются в 2023 г. Серийное производство двигателей по 44 силовые установки в год должно стартовать в 2024 г. Всего к 2030 г. планируется выпустить 314 двигателей ПД-8 и 142 самолета SSJ-New с российской силовой установкой.

Крупнейшим эксплуатантом SSJ100 является авиакомпания «Россия» группы «Аэрофлот», в парке которой 70 этих самолетов. Авиакомпания Red Wings имеет в своем парке 17 таких воздушных судов (ВС). По 15 SSJ100 есть у «Азимута» и «Ямала», шесть лайнеров эксплуатирует «Ираэро». 46 SSJ100 принадлежит ГТЛК.

В 2022 г. отечественные авиакомпании смогут получить 19 SSJ100: 10 самолетов будут произведены на КнААЗе, остальные выпущены ранее, но еще не поставлены эксплуатантам. Все ВС выпуска 2022 г. будут укомплектованы российско-французскими двигателями SaM146 из имеющихся запасов, говорил «Ведомостям» в июне представитель ОАК.

«Ведомости» направили запросы в ОАК, «Ростех» и ОДК, а также авиакомпаниям – эксплуатантам SSJ100.

«Гораздо более рационально иметь парк самолетов с одним типом двигателей», – сказал «Ведомостям» директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он пояснил, что это позволяет минимизировать расходы и риски в эксплуатации ВС. Потребность в большом количестве ПД-8 в ближайшие годы, по словам Пантелеева, с одной стороны, позволит загрузить мощности ОДК, но с другой – потребует расходов на расширение производства. Он уверен, что заложенные в программе развития отрасли до 2030 г. параметры по объему и срокам поставок ПД-8 придется корректировать.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что необходимость в ремоторизации SSJ100 существовала и ранее. «SaM146 оказался не совсем удачным двигателем, а сложности кооперации с французской стороной не способствовали решению проблем», – объясняет Борисов.

По оценкам Пантелеева, ОДК сможет обеспечить ремоторизацию порядка 20 самолетов в год. То есть на ремоторизацию всего летающего сегодня парка SSJ100 потребуется около 7,5 года. С учетом необходимости установки ПД-8 также и на новые самолеты срок может быть больше. Но Пантелеев считает, что у ОДК есть потенциал наращивания объемов выпуска после выхода на серийное производство двигателя.