Растущий грузопоток между Россией и Узбекистаном застревает на границе
Для решения проблемы предложили ввести зеленый коридор для автотранспортаЛогистические мощности не справляются с растущим грузопотоком между Россией и Узбекистаном, говорится в аналитическом отчете логистической компании ПЭК (есть у «Ведомостей»). Проблему с поставками в этом направлении подтвердили источники «Ведомостей» в других компаниях сектора и экспортерах, в том числе в СДЭК, TransAsia Logistics и группе «Черкизово».
Товарооборот между странами в январе – сентябре 2022 г., по данным ПЭК, вырос на 37% к аналогичному периоду прошлого года и достиг $5,3 млрд. Рост подтверждают также данные UN Comtrade: по итогам семи месяцев он составил 28% – до $4,48 млрд.
По прогнозам Минпромторга РФ, до конца года товарооборот между Россией и Узбекистаном увеличится с $6,8 млрд до $8,5 млрд.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов связывает резкий рост грузооборота с переориентацией отечественной торговли на восток и юг, а также с увеличением объемов параллельного импорта. Руководитель рейтингового агентства НРА Сергей Гришунин возражает: «Рост лишь отчасти связан с увеличением транзита через Узбекистан». «С учетом санкций и потери Россией части поставок плодоовощной и текстильной продукции из стран Запада очевидно, что Узбекистан наращивает собственные поставки на российский рынок», – добавил эксперт. По маршруту Россия – Узбекистан везут широкий перечень товаров: от продовольственных грузов (овощи и фрукты) до промышленных (машины и оборудование, лес, стройматериалы, химическую продукцию, зерно и т. д.), уточняет Баранов.
Российские экспортеры сталкиваются с острой нехваткой транспортных хабов в Узбекистане и дополнительными издержками при доставке небольших партий, сообщается в обзоре ПЭК. Другой барьер – невысокая скорость таможенного оформления. Это может быть критично для скоропортящейся продукции, указано в исследовании.
«Таможенная процедура стандартная: необходимо оформить декларацию, сертификат о происхождении товара (СТ-1). Еще ветеринарный сертификат, для получения которого необходимо за 3–4 дня в бумажном виде представить протоколы испытаний на все показатели биобезопасности. В итоге таможенное оформление мясной продукции может занимать несколько дней», – пояснила директор по экспорту ТД «Черкизово» Елена Вольгушева.
Производители также отмечают и острую нехватку распредцентров в Узбекистане. Речь идет о площадках, на которые можно было бы доставлять различные категории товаров, чтобы формировать сборные грузы перед отправкой в Россию. По словам гендиректора Ивановской текстильной компании (предприятие отправляет на фабрики Узбекистана сырье для спецодежды, а импортирует в Россию готовую продукцию) Юрия Шилова, по состоянию на октябрь «есть запрос» на создание такого центра в Бухаре.
«Бизнес в Узбекистане сталкивается с дефицитом сервиса сборных грузоперевозок, – подтверждает директор бизнес-юнита «ПЭК: Global» Оксана Феоктистова. – Доставка небольших отправлений возможна только в крупных городах, поэтому ПЭК запустила два рейса в неделю из Узбекистана в Россию и в обратном направлении для сборных грузов от 1 кг до 20 т в Ташкенте».
«Объем заказа не всегда является по весу и объему кратным машинным нормам, поэтому сервис сборных грузоперевозок может помочь в экономии средств на доставку», – добавляет руководитель департамента продаж в странах СНГ Южноуральского арматурно-изоляторного завода Алексей Шахов.
Директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов обращает внимание на то, что транспортный рынок Узбекистана «на 80% состоит из частных перевозчиков». Многие из них, по словам топ-менеджера, доставляют только генеральные грузы, т. е. при условии полной загрузки фуры товарами одного отправителя.
Ускорить таможенные процедуры, по словам участников рынка, можно, запустив сервис предварительного информирования на платформе АИС «Электронное декларирование товаров» Государственного таможенного комитета Узбекистана и создав зеленый коридор для доставки продуктов питания автотранспортом.
Экспортеры предлагают создать зону упрощенного таможенного контроля, где товары не будут подлежать обязательному письменному декларированию и в отношении их не будет ограничений. Важно дать возможность поставщикам продукции передавать документы онлайн до прибытия транспортного средства, говорит Феоктистова.
Эти меры, по оценкам ПЭК, помогут сократить срок таможенного оформления продуктов питания на 30–40%, а российские экспортеры получат «бесперебойный канал поставки» благодаря согласованным действиям контролирующих органов двух стран.
Шилов согласен, что для развития товарооборота с Узбекистаном важно «повышение прозрачности» таможенного оформления. Он поясняет, что некоторые узбекские перевозчики «оптимизируют расходы» за счет неуплаты таможенных и налоговых платежей, что вредит добросовестной конкуренции и может удлинять сроки из-за дополнительных проверок.
По мнению Гришунина, дальнейшего роста грузооборота не удастся добиться без создания дополнительных погранпереходов между Узбекистаном и Казахстаном и Казахстаном и Россией, оборудованных «по российским стандартам с жестким пломбированием тары». В случае реализации мер поддержки сквозного транзита в Узбекистан и обратно через Казахстан, по его оценкам, можно ожидать роста товарооборота до $10–12 млрд в год в нынешних ценах.
Баранов согласен, что у маршрута «большой потенциал», но для его развития необходимо «двустороннее участие». «Важно согласовать условия перевозки всех видов грузов между странами, унифицировать регулирование, в том числе и с третьими странами», – отметил эксперт.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что сейчас Узбекистан становится одним из крупных транспортных хабов, в том числе с точки зрения параллельного импорта. «На первый взгляд направление несколько менее привлекательно, чем входящие в ЕАЭС Казахстан и Киргизия. Но, с другой стороны, для российских компаний Узбекистан в целом перспективнее, чем Казахстан, за счет молодого и динамично растущего населения, а также с учетом инвестпотенциала», – пояснил эксперт.
Представитель ФТС России заявил «Ведомостям», что сотрудничество таможенных служб РФ и Узбекистана «развивается по всем сферам деятельности». Для упрощения таможенных формальностей в 2022 г. был согласован проект соглашения о взаимном признании институтов уполномоченного экономического оператора (УЭО; облегчает таможенное декларирование и вывоз товаров), есть договоренности об актуализации соглашения об упрощенном таможенном коридоре, на завершающей стадии проект соглашения между правительствами о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров. По словам собеседника, также налажено взаимодействие по обучению кадров (в Российской таможенной академии и ее филиалах обучается 106 граждан Узбекистана) и планируется открытие таможенных представительств в РФ и Узбекистане «на паритетной основе».
В Минтрансе России, а также в минтрансе и таможне Узбекистана на запросы «Ведомостей» на момент сдачи номера не ответили.