Из части региональных аптек может исчезнуть минеральная вода
Это связано с введением маркировки на такую продукциюПредставители малого и среднего регионального аптечного бизнеса могут отказаться от продажи минеральной воды из-за сложностей, возникших при внедрении маркировки такой продукции. Об этом «Ведомостям» рассказала Виктория Преснякова, директор саморегулируемой организации «Ассоциация независимых аптек» и руководитель Альянса фармацевтических ассоциаций (обе организации представляют интересы примерно 16 000 аптек, которые составляют 20% розничного фармрынка).
Об этом же говорят и представители компаний. К примеру, самарская аптечная сеть «Неболейка» действительно рассматривает возможность отказа от продажи минеральной воды, говорит ее владелец Ирина Шишина. Ульяновская сеть «Сова» и вовсе решила не регистрироваться в системе маркировки и не продавать воду, сообщил ее собственник Антон Фотеев. Убрать из ассортимента минералку планирует и крупная краснодарская аптечная сеть, в которую входят 10 аптек, рассказал ее представитель. Называть себя и компанию он не захотел.
Обязательная маркировка питьевой воды вводится в России в несколько этапов. С 1 ноября 2022 г. розничные игроки должны настроить электронный документооборот и через него подтверждать в системе маркировки факт приема такой продукции от поставщика, говорится в постановлении правительства № 841. А с 1 марта 2023 г. они должны будут сканировать QR-коды с бутылок на кассе и передавать в систему маркировки данные о продажах.
Основная проблема, как отмечают представители аптек, заключается в том, что модули программного обеспечения для проведения маркировки зависят от типа продукции. К примеру, для маркировки лекарств используется система мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП), а для минеральной воды – государственная информационная система мониторинга товаров (ГИС МТ). Обе они работают под единым брендом «Честный знак», ее оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, ее бенефициары – Алишер Усманов, Александр Галицкий и госкорпорация «Ростех»).
Использование сразу двух систем затрудняет приемку и отпуск товара, поясняет собственник краснодарской аптечной сети. Как следует из ответа ЦРПТ на его обращение, объединение МДЛП и ГИС МТ в текущий момент невозможно. «В итоге бизнесу нужно создавать в программе маркировки отдельный личный кабинет и вести работу сразу в двух учетных системах», – жалуется собеседник «Ведомостей». Но технически сделать это одновременно, по его словам, невозможно.
Об этом же говорит и Шишина, добавляя, что теперь программисты должны переписать программу на прием накладных после того, как это сделают поставщики. Все это повлечет для среднего и малого бизнеса дополнительные расходы, как и обучение персонала работе с новой системой, заключает Преснякова. Дать оценку таких расходов она пока затруднилась. По словам генерального директора аптечной сети «Ригла» Александра Филиппова, назвать затраты, связанные с требованиями по обороту маркированной воды, можно будет только после завершения тестирования.
Представитель ЦРПТ считает проблему надуманной. По его словам, аптеки за 15 минут указывают в системе, что торгуют маркированной водой, а затем работают через привычное программное обеспечение по принципу единого окна. Сложности с маркировкой воды действительно возникают не у всех. Например, у аптечной сети «Фарма», насчитывающей 40 аптек в Рязани и 4 аптеки в Москве, их нет, уверяет ее генеральный директор Александр Миронов.
Доля воды в общей аптечной выручке составляет около 0,01–0,1%, подсчитал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. В «Аптечной сети 36,6» продажи минеральной воды за три квартала этого года составили 0,79% в натуральном выражении, сообщил ее представитель, не уточнив показатель в деньгах. Доля такой продукции в обороте «Риглы» за девять месяцев – менее 1%, добавляет Филиппов. В этой связи, если и введение маркировки будет сопряжено со значительными расходами, аптекам действительно проще отказаться от продажи воды, резюмирует Беспалов. Причем для больших игроков, по его словам, потери будут не столь заметными. Крупные аптеки, такие как «Ригла», в свою очередь, отказываться от работы с маркированной водой не планируют, заявил Филиппов.
Запросы в Российскую ассоциацию аптечных сетей и ассоциацию аптечных учреждений «Союзфарма», а также в крупные аптечные сети «Эркафарм» и «Апрель» остались без ответа.