Россияне с момента начала мобилизации активно скупают успокоительные средства
В разы за несколько дней выросли и продажи сухпайков, спальных мешков и аптечекПродажи успокоительных препаратов с 21 сентября, когда была объявлена частичная мобилизация в России, и по 25 сентября выросли в натуральном выражении на 38% по сравнению с аналогичным периодом августа. Такие данные приводит оператор фискальных данных «Такском» на основе анализа более 41 млрд кассовых чеков. Абсолютные показатели компания не раскрывает, сообщив лишь, что средняя цена на такие товары в стране выросла на 2%, составив 282 руб. за упаковку. Аналогичные данные приводит и крупнейшая по обороту аптечная сеть «Ригла». Продажи антидепрессантов и успокоительных в ее аптеках с 21 по 25 сентября увеличились на 32% в сравнении с аналогичным периодом августа – более чем до 135 400 упаковок, рассказала ее коммерческий директор Наталья Бурдина. По ее словам, в денежном выражении рост составил 35% – более чем до 50 млн руб. с НДС.
Биологически активные добавки (БАД), обещающие снятие тревоги, тоже пользовались спросом. Клиенты Wildberries с 21 по 25 сентября купили на 23% больше таких средств (3085 шт.) по сравнению аналогичным периодом августа. Такие данные «Ведомостям» предоставил сервис Moneyplace, который анализирует работу интернет-ритейлеров. Оборот от продажи этих БАДов за этот период вырос на 30,4%, составив 1,5 млн руб. Аналогичная картина и на Ozon – рост продаж на 61% до 905 упаковок, оборот увеличился на 70,6% до 508 566 руб., говорит представитель Moneyplace. Представитель Wildberries отказался от комментариев, пояснив, что выводы пока делать рано. Так же поступил и представитель Ozon.
Генеральный директор компании «Здравсити» Борис Попов говорит, что чаще всего россияне приобретали экстракт валерианы, пустырник и корвалол. У этого маркетплейса, по его словам, продажи успокоительных препаратов на прошлой неделе статистически не отличались от предыдущих.
Продажи успокоительных препаратов и антидепрессантов растут весь последний год, говорит генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, с января по август спрос на такие средства увеличился в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив более 8,4 млн упаковок. Мобилизация только добавила нервозности населению и, учитывая отсутствие признаков стабилизации ситуации, востребованность данных лекарств останется на высоком уровне, сказал эксперт. С этим согласен и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. По его прогнозам, продажи успокоительных на период мобилизации превысят характерные для сезона показатели, а также показатели прошлого года. Он добавляет, что антидепрессанты же, как рецептурные препараты, требуют обращения к врачу, поэтому, вероятно, спрос на них возникнет позже. «А у людей сейчас вряд ли есть время обращаться к врачам», – пояснил он.
Высоким спросом сейчас пользуются не только успокоительные средства. Продажи аптечек на Wildberries с 21 по 25 сентября увеличились в 1,7 раза (до 6578 шт.) в натуральном и в 1,6 раза (до 3,1 млн руб.) в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом месяцем ранее. Клиенты Ozon за этот же период купили в 1,4 раза больше аптечек – 3641 шт. Оборот, по данным Moneyplace, при этом вырос в 1,3 раза до 1,6 млн руб.
На фоне начала мобилизации в российских аптеках уже наметился дефицит перевязочных и гемостатических средств (способствуют остановке кровотечений), а также кровоостанавливающих жгутов, сообщил «Фармацевтический вестник» со ссылкой на территориальные управления Росздравнадзора. Последние направили информационное письмо руководителям розничных и оптовых фармацевтических организаций, в котором обязывают их еженедельно отчитываться о наличии медизделий. Представитель федерального Росздравнадзора на запрос «Ведомостей» не ответил.
Большим спросом, судя по всему, пользуются и товары для экстренных ситуаций. Продажи сухпайков за пять дней мобилизации на Wildberries выросли в 4,6 раза (до 1478 шт.), а на Ozon – в 4,8 раза (1258 единиц), по данным Moneyplace. Общая стоимость приобретенных товаров составила 678 214 руб., это почти втрое больше, чем было в августе. Пользовались спросом у клиентов интернет-площадок и спальные мешки. Wildberries продала 11 882 шт., что в 1,9 раза больше, чем было месяцем ранее, а Ozon – 1638 единиц (прирост в 3 раза).
Директор по взаимодействию с государственными органами власти «Спортмастера» Сергей Агибалов уверяет, что в его компании существенных изменений в категории спальников за прошлую неделю не было. Другие участники рынка спорттоваров и товаров для туризма на запросы «Ведомостей» не ответили. Moneyplace также фиксирует рост в натуральном выражении спроса на берцы, газовые горелки, портативные аккумуляторы, тактические перчатки, мультититулы, фонарики и термобелье в 1,4 раза. На официальном сайте по информированию о социально-экономической ситуации в России почти все эти товары можно взять с собой тем, кто был призван в ходе частичной мобилизации.
Запросы «Ведомостей» в крупные розничные сети (X5, Metro), аптеки («Апрель»,«Аптечную сеть 36,6») и интернет-аптеки («Аптека.ру», «Еаптеку») остались без ответа.