Duracell обвинила Wildberries и «Авито» в неэффективной борьбе с контрафактом

На рост нарушений могла повлиять легализация параллельного импорта, считают эксперты
«Дюраселл раша» попросила отладить механизм борьбы с поддельной продукцией
«Дюраселл раша» попросила отладить механизм борьбы с поддельной продукцией / Евгений Разумный / Ведомости

Российское подразделение американской Duracell «Дюраселл раша» направило жалобу на маркетплейсы Wildberries и «Авито» в связи с большим количеством контрафакта, продаваемого под брендом компании на этих площадках. Соответствующее письмо компания направила 20 сентября на имя президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова и директора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Екатерины Приезжевой. Документ есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердили Соколов и представитель Минпромторга.

В письме «Дюраселл раша» попросила отладить механизм борьбы с поддельной продукцией. Компания уточняет, что взаимодействие с маркетплейсами по вопросам удаления подделок сейчас происходит в рамках единой информационной системы (ИС) для борьбы с контрафактом. О ее создании на площадке АКИТ Ozon, «Яндекс.Маркет» и Wildberries объявили в августе этого года («Авито» к ней не присоединилась). В систему вносятся данные о случаях размещения контрафакта, продавце и подтверждающие нарушение документы. Маркетплейс, который находит контрафакт, самостоятельно после обращения правообладателя, потребителя или госорганов блокирует его. Благодаря системе другие маркетплейсы могут проверить присутствие этого продавца на своей площадке.

«Дюраселл раша» пишет, что опыт взаимодействия с участниками ИС является «в основном положительным», Ozon и «Яндекс.Маркет» оперативно удаляют контрафакт. Wildberries «демонстрирует готовность бороться с продавцами контрафакта, но механизм блокировки со стороны маркетплейса не стандартизирован и дает сбои»: как пишет производитель батареек, контрафакт удаляется с этой площадки только через три недели и может вновь появиться в продаже через несколько минут.

На площадке «Авито» нет автоматизации проверки подлинности товара, а удаление правонарушителей занимает до одной недели. Кроме того, для удаления контрафактных товаров требуется проведение контрольных закупок, говорится в письме.

В связи с этим «Дюраселл раша» просит продемонстрировать механизм работы ИС в случае Wildberries и удалить страницы продавцов, которые нарушают ее интеллектуальные права. Компания предлагает провести рабочую встречу с представителями «Авито», чтобы подключить к ИС и эту площадку.

Представитель «Дюраселл раша» отказался от комментариев. Источник, близкий к компании, уточнил, что ответа на письмо она пока не получила. «Проблема контрафакта существует давно, но если раньше она присутствовала в основном вне розницы, то с ростом популярности маркетплейсов во время пандемии канал сбыта сместился на онлайн-площадки», – объясняет он. По его словам, контрафакта на маркетплейсах «не очень много», в категории батареек – около 3% от общего объема продукции.

Представитель Минпромторга подтвердил получение письма и заявил, что информация о продаже контрафактной продукции под брендом Duracell на Wildberries и «Авито» будет передана в уполномоченные органы для проверки и принятия мер. В АКИТ получение письма также подтвердили, но не уточнили, будут ли предприняты какие-то действия в связи с этим.

Представитель Wildberries заявил «Ведомостям», что площадка «активно борется» с контрафактом. В частности, для этого в августе была запущена система «Цифровой арбитраж», которая обеспечивает удаление карточки товара, права на который не подтверждены, в срок не более 10–11 дней после обращения правообладателя, добавил он. По словам собеседника, действенной мерой для борьбы с контрафактом может стать маркировка батареек: это позволит предотвратить появление нелегальной продукции на рынке и быстро исключать ее из оборота. Представитель «Авито» утверждает, что все объявления, к которым были вопросы у «Дюраселл раша», заблокированы.

Представитель Ozon говорит, что в случае жалоб на товар от покупателей или правообладателей продавец обязан предоставить маркетплейсу подтверждающие документы на товар в течение трех дней. Если этого не происходит, Ozon скрывает карточку товара и, пока идет разбирательство, продавец не может реализовать этот товар, объяснил он. Представитель «Яндекс.Маркета» говорит, что на площадке используются автоматические системы, которые могут сформировать гипотезу о подозрительности товара или продавца, а также проводятся углубленные проверки партнеров. Кроме того, на товар могут пожаловаться сами пользователи.

В целом количество контрафакта сейчас растет, говорит исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. «Причины в основном экономические: потребитель ищет лучшую цену, и зачастую ее предлагают именно продавцы контрафакта, – объясняет он. – Из-за количества продавцов на маркетплейсах их не всегда удается эффективно контролировать». Батарейки, по его словам, всегда были «одной из наиболее часто подделываемых категорий».

Кроме того, на рост контрафакта могла повлиять легализация параллельного импорта, считает Поповичев. По его словам, в случае ухода правообладателя с рынка таможенной службе «крайне трудно понять», ввозится оригинальный товар или нет. Для идентификации контрафакта использовался Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который позволял проверить, авторизован импортер или нет, продолжает он. Обнаружив признаки контрафакта, таможенники блокировали партию и сообщали об этом правообладателю, но сейчас у них нет такой возможности по некоторым брендам.

Представитель ФТС перенаправил запрос «Ведомостей» в Роспотребнадзор. В Роспотребнадзоре пока не зафиксировали существенного прироста жалоб на качество продукции, заявил представитель ведомства. Служба поддерживает все инициативы, направленные на уменьшение проникновения на рынок контрафакта, добавил он.

Проблема контрафакта обострилась в связи с уходом из России ряда международных брендов и формирования товарного дефицита в ряде категорий, подтверждает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но, по его словам, связывать эту проблему только с параллельным импортом неправильно. По мнению эксперта, для решения проблемы контрафакта именно на рынке батареек целесообразен был бы запуск системы маркировки этой продукции. Бурмистров допускает, что в связи с тем, что это не массовое обращение, стандартные процедуры, необходимые для модерации, могла не выполнить сама «Дюраселл раша».

Соколов считает, что масштабы контрафакта на маркетплейсах сильно преувеличены: количество подделок составляет около 0,1% от всех товаров. На фоне товарного голода контрафакт – второстепенный вопрос, соглашается президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Но обращение по этому поводу в Минпромторг или отраслевые ассоциации не решит проблему, добавляет он: «Суд уполномочен решать такие проблемы, а АКИТ – нет».