Маркетплейсы не смогут продавать немаркированные товары со следующего года

Это может привести к подорожанию товаров на площадках, считают эксперты
Ответственность за подачу сведений о маркировке перекладывается с производителя или импортера на маркетплейс, если он принимает товар на свой склад
Ответственность за подачу сведений о маркировке перекладывается с производителя или импортера на маркетплейс, если он принимает товар на свой склад / Максим Стулов / Ведомости

Премьер России Михаил Мишустин 29 июля подписал постановление правительства (№ 1351), которое приравнивает маркетплейсы к другим участникам оборота в отношении правил обязательной маркировки продукции. Из документа следует, что с 1 марта 2023 г. онлайн-платформы будут нести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафакта.

Это означает, что любой агрегатор теперь обязан маркировать реализуемый товар, даже если он не хранит эти товары на складе, как это делают крупные владельцы маркетплейсов, например Ozon или Wildberries, объясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. Представитель «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ), оператора системы цифровой маркировки «Честный знак», уточняет, что маркировать продукцию должны поставщики онлайн-площадок, последние же понесут ответственность за продажу контрафакта и немаркированных товаров. Юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров напоминает, что сейчас маркировке подлежат обувь, одежда, шины, парфюмерная продукция, велосипеды, питьевая вода, молочная продукция, табачная продукция и некоторые другие товары. Часть из них, по его словам, могут быть контрафактными, потому что их легче всего подделать.

Старший юрист Seamless Legal Владислав Елтовский утверждает, что новое постановление не меняет существующую ситуацию. Маркетплейсы и до этого должны были соблюдать требования, предусмотренные правилами маркировки, но теперь во избежание сомнений законодатели напрямую указали, что агрегаторы не попадают под исключение.

Некоторые площадки позиционировали себя как курьерские компании, оказывающие исключительно логистические услуги, напоминает представитель ЦРПТ. И до принятия постановления, по его словам, добросовестные поставщики таких маркетплейсов могли быть привлечены к ответственности (за непередачу данных о выбытии товара из оборота. – «Ведомости»). Недобросовестные же участники рынка пользовались лазейкой и реализовывали через них немаркированные товары неизвестного происхождения.

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игоря Караваева, проблему маркировки товаров на маркетплейсах члены ассоциации пытались решить в процессе переговоров. Но не со всеми площадками удалось договориться. И ввиду отсутствия альтернатив было закреплено на нормативном уровне, что все онлайн-ритейлеры должны передавать данные в систему маркировки, рассказывает Караваев.

Такое решение означает, что ответственность за подачу сведений о маркировке перекладывается с производителя или импортера на маркетплейс, если он принимает товар на свой склад, поясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По его словам, некоторым площадкам теперь потребуется серьезная перестройка всей системы приемки товаров, а поштучная приемка значительно замедлит процесс и увеличит стоимость обработки продукции. Все это неизбежно отразится и на себестоимости приемки и, как следствие, вызовет рост комиссии маркетплейсов, говорит представитель одного из них.

Работа маркетплейсов в системе маркировки не предполагает «поэкземплярной» приемки продукции – функционалом информационной системы предусмотрена возможность работы с кодами идентификации транспортной упаковки, заявил представитель Минпромторга. В данном случае сканирование кодов идентификации каждой единицы продукции не требуется, поэтому выводы о потенциальном удорожании продукции в связи с внесенными в правила работы изменениями не обоснованы, считает он.

С одной стороны, потребители будут знать, что покупают, например, реплику, но с другой – маркировка ведет к удорожанию товара, говорит гендиректор облачного сервиса «МойСклад», эксперт по малому и среднему бизнесу Аскар Рахимбердиев. По его данным, в дешевом сегменте товаров стоимостью до 1000 руб. продукция подорожает на 10–15%, а вот дорогая продукция (от 10 000 руб.) этого почти не заметит. Рост ее стоимости, по мнению Рахимбердиева, составит всего 1–4%. «Конечно же, маркетплейсы переложат финансовую нагрузку на продавцов, а те на покупателей», – уверен эксперт.

Все товары, которые попали под маркировку, на площадке уже проверяются, уверяет представитель «Яндекс.Маркета». По его словам, маркетплейсы уже де-факто являются участниками оборота товаров, остается лишь формализовать такую практику, поэтому это не окажет негативного влияния ни на продавцов, ни на сами площадки. «Яндекс.Маркет» заинтересован в борьбе с контрафактом, так как «имидж маркетплейса во многом формируется за счет ассортимента и качества товара», добавляет представитель компании.

В Wildberries, Lamoda, «Л’Этуаль», Ozon отказались от комментариев или не ответили на запрос «Ведомостей».

С вступлением постановления в силу все интернет-площадки будут нести солидарную ответственность за соблюдение правил маркировки, что приведет к повышению уровня проверки поставщиков и товара, а значит, к сокращению контрафакта в обороте, уверен Караваев. Обязательства по маркировке снижают доступность отдельных способов продаж (через добросовестные торговые сети или через агрегаторы), так как контрафакт, как правило, не маркируют и он не может быть принят для реализации, согласен Елтовский, но он отмечает, что эта мера не искореняет нелегальные товары полностью. Граждане как покупали такую продукцию, так и будут делать это дальше по одной причине – контрафакт дешевле оригинала, считает Хантимиров.