РЖД планирует снизить инвестпрограмму на 2023 год до 1,075 трлн рублей
Это на 13%, или на 155 млрд рублей, меньше по сравнению с сентябрьскими планами монополииРЖД обсуждает снижение инвестиционной программы на 2023 г. на 155 млрд до 1,075 трлн руб. Об этом «Ведомостям» рассказали источник, близкий к компании, а также человек, знакомый с обновленными материалами к проекту инвестпрограммы РЖД.
По данным первого собеседника, инвестпрограмма предварительно согласована со всеми ключевыми ведомствами и федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ). Ее обсуждение должно было состояться 11 октября на заседании совета директоров РЖД. Заседание состоялось, подтверждает источник «Ведомостей» в транспортной компании. О принятых по итогам решениях ему не известно.
В РЖД и аппарате вице-премьера Андрея Белоусова, который является председателем совета директоров компании, от комментариев отказались. «Ведомости» направили запросы в Минфин, Минэкономразвития и Минтранс.
Планируемый объем инвестиций тем не менее является рекордным для госмонополии, говорит один из собеседников. Эта сумма на 70 млрд руб. меньше прогнозного плана, утвержденного компанией в конце 2021 г. В сентябре 2022 г. РЖД предлагала еще увеличить вложения в следующем году – до 1,23 трлн руб., о чем говорилось в материалах к проекту инвестпрограммы на сентябрь (есть у «Ведомостей»).
Основными приоритетами для вложений в 2023 г. традиционно станут модернизация Восточного полигона (БАМ и Транссиб), подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Московского транспортного узла, а также закупка локомотивов.
В 2024 и 2025 гг. РЖД собиралась увеличить инвестпрограмму до 1,5 трлн и 1,66 трлн руб. соответственно, следует из сентябрьских материалов. Но, по словам одного из источников, параметры инвестпрограммы на эти годы еще не определены. Исходя из тарифных решений и прогнозов грузооборота дефицит внебюджетных инвестиций на эти периоды остается значительным, констатировал он, не приводя конкретные цифры. «Компания планирует проработать этот вопрос до конца года», – добавил собеседник.
По данным источников, для обеспечения инвестпрограммы РЖД собирается проиндексировать грузовой железнодорожный тариф с 1 января 2023 г. на 10%, из которых базовая индексация составит 8%, а надбавка на капремонт – 2%. В 2024 г. базовая индексация может составить 7,1%, в 2025 г. – 4,6%. Аналогичные цифры приводились в сентябрьских материалах к проекту инвестпрограммы РЖД, но базовый рост тарифа на 2023 г. тогда закладывался на 0,2 процентного пункта ниже.
Рост тарифа на 10% позволит обеспечить компанию за три года внебюджетными источниками финансирования примерно на 1 трлн руб., подсчитал один из собеседников «Ведомостей». При этом в 2022 г. тарифы и так были проиндексированы на рекордную величину: в начале года рост составил 7,7%, а с 1 июня – еще 11%.
Инвестпрограмма РЖД в 2022 г. изначально тоже планировалась на рекордном уровне в 1,028 трлн руб. Но в мае монополия заявила о ее сокращении до 808 млрд руб., а в сентябре увеличила до 838 млрд руб. По словам источника, близкого к РЖД, на заседании совета директоров также планировалось окончательно утвердить пересмотренную инвестпрограмму на 2022 г., которая по итогам года составит около 847 млрд руб.
Как железная дорога теряет грузы
Погрузка на сети РЖД в сентябре 2022 г. составила 100,8 млн т, что на 5,3% меньше, чем в тот же месяц прошлого года. За январь – сентябрь 2022 г. погружено 921,2 млн т (-3,6% в годовом выражении). Падение за девять месяцев фиксировалось по большинству номенклатур. Погрузка угля упала на 5,9% до 260,5 млн т, черных металлов – на 0,5% до 50,5 млн т, лома черных металлов – на 18,9% до 10 млн т, удобрений – на 6,1% до 45,3 млн т, цемента – на 3,9% до 19,7 млн т, лесных грузов – на 23% до 24,9 млн т, зерна – на 9,9% до 16,2 млн т. Положительная динамика зафиксирована по строительным грузам – 101 млн т (+4,1%). Погрузка нефти и нефтепродуктов сохранилась на уровне 160 млн т. В 2021 г. на железных дорогах было погружено 1,28 млрд т. По итогам 2022 г. РЖД ожидает сокращения этого показателя на 5%.
По оценкам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, в 2022 г. затраты РЖД на реализацию инвестпроектов выросли более чем на 15%. Без 100%-ного субсидирования деятельности монополии рост тарифов, по его мнению, – единственное решение, направленное на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии.
С учетом того что инфляция по итогам 2023 г. прогнозируется на уровне 7–8%, реальный рост тарифа для грузоотправителей составит около 2%, рассуждает Гришунин. «Поскольку это не в полной мере компенсирует выпадающие доходы, часть работ на неактуальных направлениях может быть сдвинута вправо. Скорее всего, монополия сэкономит на развитии инфраструктуры Центрального региона», – говорит Гришунин. В прошлой версии инвестпрограммы на это предполагалось потратить около 150 млрд руб.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, предварительное одобрение инвестпрограммы на уровне ФОИВ говорит о высокой вероятности ее принятия. «Возможными источниками внебюджетных средств для монополии могут стать продажа некоторых активов компании, а также привлечение заемных средств под госгарантии», – считает эксперт.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, многократный пересмотр РЖД инвестпрограммы 2022 г. – это адекватная реакция на турбулентность внешней среды. Сложности с освоением средств, по его словам, есть не только при строительстве инфраструктуры Восточного полигона, но и при реализации программы капремонта путей. «Основные риски связаны с тем, что на ряде направлений (Восточный полигон, подходы к портам юга) окна ремонтных работ приходится сокращать из-за роста интенсивности движения», – пояснил эксперт.
По словам Бурмистрова, инвестпрограмма на 2023 г. имеет достаточное количество резервов для корректировки. Например, целесообразно убрать из нее проекты, связанные со строительством высокоскоростных магистралей, которые сейчас потеряли актуальность. Напротив, в увеличении инвестиций нуждается статья, связанная с приобретением локомотивов, говорит эксперт.