РЖД потратит на закупку поездов «Ласточка» почти 70 млрд рублей за три года
Эта модель должна стать основным электропоездом для регионов страны«Российские железные дороги» (РЖД) в 2023–2025 гг. закупят у группы «Синара» пассажирские электропоезда «Ласточка» на 67,5 млрд руб. Об этом говорится в сентябрьских материалах к проекту инвестпрограммы РЖД на 2023–2025 гг., с которыми ознакомились «Ведомости».
«Холдинг СТМ» («Синара – транспортные машины») действительно ведет переговоры с РЖД о поставках «Ласточек» в 2023–2025 гг. В частности, в 2023 г. планируется к поставке 23 электропоезда пятивагонной комплектации», – сказал «Ведомостям» представитель СТМ. РЖД в 2021 г. купила 145 вагонов электропоездов «Ласточка», в 2022 г. планируется приобрести 28 составов, или 140 вагонов, из них завод-изготовитель уже поставил 18 составов, пояснил представитель госмонополии.
Предыдущая версия инвестпрограммы РЖД предполагала покупку «Ласточек» только в 2023 г. и менее чем на 1 млрд руб. Но в следующие два года РЖД собиралась потратить чуть более 20 млрд руб. на скоростные поезда. Теперь от этих планов отказались, следует из документа. По словам источника «Ведомостей», знакомого с планами по инвестициям РЖД, монополия отказалась от закупки поездов для высокоскоростной магистрали в текущей геополитической и экономической ситуации.
Общая инвестпрограмма РЖД на следующие три года может достигнуть рекордных 4,4 трлн руб., из которых 1,23 трлн руб. планируется вложить в 2023 г., 1,5 трлн руб. – в 2024 г. и 1,66 трлн руб. – в 2025 г., следует из документа.
Для сравнения: в 2022 г. она должна составить 838 млрд руб., из которых на скоростные поезда потратят 19,5 млрд руб., а на «Ласточек» – 18,5 млрд руб. По июльским данным РЖД, в 2022 г. в рамках программы обновления подвижного состава планируется приобрести 868 пассажирских вагонов, в том числе 325 для перевозок в дальнем следовании, 403 пригородных и 140 вагонов для «Ласточек».
Сейчас география эксплуатации «Ласточек» – это около 30 регионов России, а также международный маршрут Москва – Минск.
Электропоезда «Ласточка» производятся на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме с 2014 г., поставки РЖД начались с 2015 г. Завод серийно выпускает «Ласточки» постоянного тока для внутригородского и пригородного сообщения на маршрутах до 200 км. На сети РЖД сейчас курсирует около 1200–1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций. Локализация производства этих электропоездов составляет около 87%.
Помимо «Ласточек» РЖД закупала у Тверского машиностроительного завода поезда «Орлан» и «Иволга», у Talgo Intercity – поезда «Стриж», у немецкой Siemens – поезда «Сапсан».
Последние два производителя ушли из России после начала СВО. Siemens еще в марте уведомила РЖД о приостановке поставок 13 новых составов «Сапсанов» на 1,1 млрд евро, которые заказали еще в 2019 г. Контракт на техобслуживание эксплуатируемых «Сапсанов» пока в силе. О полном уходе немецкого концерна из России и его выходе из СП с «Синарой» «Ведомости» писали 12 мая.
По оценкам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, стоимость «Иволги» (ЭГ2Тв) составляет около 78 млн руб. за вагон, пригородных ЭП2Д и ЭП3Д – 55–60 млн руб., «Сапсана» – около 156 млн руб. за вагон. Стоимость «Ласточек» в пересчете на один вагон в зависимости от исполнения (семь или 10 вагонов) может составлять от 120 млн руб., считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Таким образом, на запланированные в инвестпрограмме средства может быть закуплено до 500 вагонов «Ласточек».
Бурмистров наиболее перспективным вариантом исполнения для РЖД называет модификацию «Ласточки» с отечественным асинхронным тяговым электродвигателем АТД1000, который разработан компанией «Тяговые компоненты» и производится на заводе «Русские электрические двигатели». Первым вариантом с этим двигателем должны стать пяти- и четырехвагонная модификации, которые называются «Ласточка восток» или «Восток» и фактически представляют собой новое семейство.
Гришунин не исключает возможности кооперации «Синары» с заводами, производящими другие электропоезда. Нового парка «Ласточек» будет достаточно для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки, считает эксперт. «Регионы сейчас формируют масштабный спрос для замены морально и физически изношенных электричек, которые не соответствуют ожиданиям пассажиров с точки зрения комфорта и сервиса», – говорит Бурмистров.
В 2022 г. новые «Ласточки» поступили в Башкирию, Пермский край, Свердловскую, Калининградскую, Ленинградскую и Московскую области, а также в Москву и Санкт-Петербург, пояснил представитель РЖД.
В 2022 г. РЖД планирует перевезти около 1,1 млрд человек, говорил в конце мая начальник департамента пассажирских перевозок холдинга Николай Костенко. Это примерно на 4,4% выше прошлогодних показателей, но на 8,3% ниже, чем в доковидном 2019 году.
В августе 2022 г. РЖД перевезла 106 млн пассажиров, что на 10,4% превышает уровень прошлого августа. Пригородные перевозки в августе выросли год к году на 9,4% до 92,4 млн пассажиров (-2,3% в сравнении с июлем). Всего за восемь месяцев 2022 г. отправлено 745,8 млн пассажиров (+7,1% год к году): в дальнем следовании – 74 млн (+14,6%), в пригородном сообщении – 671,8 млн (+6,4%).