РЖД потратит на закупку поездов «Ласточка» почти 70 млрд рублей за три года

Эта модель должна стать основным электропоездом для регионов страны
На сети РЖД сейчас курсирует около 1200–1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций
На сети РЖД сейчас курсирует около 1200–1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций / Евгений Разумный / Ведомости

«Российские железные дороги» (РЖД) в 2023–2025 гг. закупят у группы «Синара» пассажирские электропоезда «Ласточка» на 67,5 млрд руб. Об этом говорится в сентябрьских материалах к проекту инвестпрограммы РЖД на 2023–2025 гг., с которыми ознакомились «Ведомости».

«Холдинг СТМ» («Синара – транспортные машины») действительно ведет переговоры с РЖД о поставках «Ласточек» в 2023–2025 гг. В частности, в 2023 г. планируется к поставке 23 электропоезда пятивагонной комплектации», – сказал «Ведомостям» представитель СТМ. РЖД в 2021 г. купила 145 вагонов электропоездов «Ласточка», в 2022 г. планируется приобрести 28 составов, или 140 вагонов, из них завод-изготовитель уже поставил 18 составов, пояснил представитель госмонополии.

Предыдущая версия инвестпрограммы РЖД предполагала покупку «Ласточек» только в 2023 г. и менее чем на 1 млрд руб. Но в следующие два года РЖД собиралась потратить чуть более 20 млрд руб. на скоростные поезда. Теперь от этих планов отказались, следует из документа. По словам источника «Ведомостей», знакомого с планами по инвестициям РЖД, монополия отказалась от закупки поездов для высокоскоростной магистрали в текущей геополитической и экономической ситуации.

Общая инвестпрограмма РЖД на следующие три года может достигнуть рекордных 4,4 трлн руб., из которых 1,23 трлн руб. планируется вложить в 2023 г., 1,5 трлн руб. – в 2024 г. и 1,66 трлн руб. – в 2025 г., следует из документа.

Для сравнения: в 2022 г. она должна составить 838 млрд руб., из которых на скоростные поезда потратят 19,5 млрд руб., а на «Ласточек» – 18,5 млрд руб. По июльским данным РЖД, в 2022 г. в рамках программы обновления подвижного состава планируется приобрести 868 пассажирских вагонов, в том числе 325 для перевозок в дальнем следовании, 403 пригородных и 140 вагонов для «Ласточек».

Сейчас география эксплуатации «Ласточек» – это около 30 регионов России, а также международный маршрут Москва – Минск.

Электропоезда «Ласточка» производятся на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме с 2014 г., поставки РЖД начались с 2015 г. Завод серийно выпускает «Ласточки» постоянного тока для внутригородского и пригородного сообщения на маршрутах до 200 км. На сети РЖД сейчас курсирует около 1200–1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций. Локализация производства этих электропоездов составляет около 87%.

Помимо «Ласточек» РЖД закупала у Тверского машиностроительного завода поезда «Орлан» и «Иволга», у Talgo Intercity – поезда «Стриж», у немецкой Siemens – поезда «Сапсан».

Последние два производителя ушли из России после начала СВО. Siemens еще в марте уведомила РЖД о приостановке поставок 13 новых составов «Сапсанов» на 1,1 млрд евро, которые заказали еще в 2019 г. Контракт на техобслуживание эксплуатируемых «Сапсанов» пока в силе. О полном уходе немецкого концерна из России и его выходе из СП с «Синарой» «Ведомости» писали 12 мая.

По оценкам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, стоимость «Иволги» (ЭГ2Тв) составляет около 78 млн руб. за вагон, пригородных ЭП2Д и ЭП3Д – 55–60 млн руб., «Сапсана» – около 156 млн руб. за вагон. Стоимость «Ласточек» в пересчете на один вагон в зависимости от исполнения (семь или 10 вагонов) может составлять от 120 млн руб., считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Таким образом, на запланированные в инвестпрограмме средства может быть закуплено до 500 вагонов «Ласточек».

Бурмистров наиболее перспективным вариантом исполнения для РЖД называет модификацию «Ласточки» с отечественным асинхронным тяговым электродвигателем АТД1000, который разработан компанией «Тяговые компоненты» и производится на заводе «Русские электрические двигатели». Первым вариантом с этим двигателем должны стать пяти- и четырехвагонная модификации, которые называются «Ласточка восток» или «Восток» и фактически представляют собой новое семейство.

Гришунин не исключает возможности кооперации «Синары» с заводами, производящими другие электропоезда. Нового парка «Ласточек» будет достаточно для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки, считает эксперт. «Регионы сейчас формируют масштабный спрос для замены морально и физически изношенных электричек, которые не соответствуют ожиданиям пассажиров с точки зрения комфорта и сервиса», – говорит Бурмистров.

В 2022 г. новые «Ласточки» поступили в Башкирию, Пермский край, Свердловскую, Калининградскую, Ленинградскую и Московскую области, а также в Москву и Санкт-Петербург, пояснил представитель РЖД.

В 2022 г. РЖД планирует перевезти около 1,1 млрд человек, говорил в конце мая начальник департамента пассажирских перевозок холдинга Николай Костенко. Это примерно на 4,4% выше прошлогодних показателей, но на 8,3% ниже, чем в доковидном 2019 году.

В августе 2022 г. РЖД перевезла 106 млн пассажиров, что на 10,4% превышает уровень прошлого августа. Пригородные перевозки в августе выросли год к году на 9,4% до 92,4 млн пассажиров (-2,3% в сравнении с июлем). Всего за восемь месяцев 2022 г. отправлено 745,8 млн пассажиров (+7,1% год к году): в дальнем следовании – 74 млн (+14,6%), в пригородном сообщении – 671,8 млн (+6,4%).