Для поддержки угольной отрасли до 2030 года потребуется порядка 1,2 трлн рублей инвестиций

Это позволит избежать негативного сценария с резким спадом добычи и экспорта
Маржинальность поставок угля за рубеж позволяли сохранять высокие цены
Маржинальность поставок угля за рубеж позволяли сохранять высокие цены / Андрей Гордеев / Ведомости

Минэнерго оценило инвестиции, которые потребуются угольной отрасли до 2030 г., чтобы избежать негативного сценария развития с резким спадом производства. Для перенаправления экспорта угля в страны АТР и стимулирования внутреннего спроса необходимы инвестиции в отрасль на уровне 1–1,2 трлн руб. до 2030 г., из них около 200 млрд – из федерального бюджета. Предусматриваются строительство и модернизация железнодорожной инфраструктуры, в том числе Восточного полигона (БАМ и Транссиб), увеличение угольной генерации (обеспечит дополнительное потребление 1 млн т угля до 2030 г.), импортозамещение оборудования.

Такой целевой сценарий приводится в презентации Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости». Источник, знакомый с ее содержанием, пояснил, что документ был подготовлен к стратегической сессии по ТЭКу в правительстве, прошедшей в конце июля.

Негативный сценарий развития предусматривает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т, или на 12,5% к уровню 2021 г., а экспорт может рухнуть на 30%, или на 64 млн т. Более мягкий целевой сценарий с высокими инвестициями предполагает к 2030 г. падение добычи лишь на 3% (или на 13 млн т) и экспорта – на 1,8% (на 4 млн т). Он, по оценкам Минэнерго, позволит переориентировать 36 млн т выпавшего экспорта до 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с населением свыше 700 000 человек.

«России грозит потеря крупных рынков сбыта с суммарным объемом поставок угля порядка 64 млн т в год, или 30% от экспорта в 2021 г., под риском еще 55 млн т в год поставок в Японию, Южную Корею и на Тайвань», – говорится в презентации. Российские поставки, по мнению Минэнерго, будут замещены австралийским и индонезийским углем, а также поставками из США, ЮАР и Колумбии.

В Минфине и Минэке не ответили на запросы «Ведомостей».

Представитель Минэнерго сказал «Ведомостям», что угольная отрасль «готовится к разным сценариям развития ситуации на рынках, рассматриваются и анализируются все варианты». Он подтвердил, что ведомство видит перспективы угольной промышленности «как в переориентации экспорта из Европы в АТР, так и в стимулировании роста спроса на топливо внутри страны».

В апреле ЕС включил в пятый пакет санкций против России из-за СВО на Украине эмбарго на импорт отечественного угля. С 10 августа запрещены поставки по долгосрочным контрактам, а спотовые закупки, по данным Reuters, были остановлены сразу после введения ограничений. Российские компании стремятся перенаправить эти объемы на азиатский рынок, в частности в Китай и Индию. В 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, в том числе энергетических углей – 45,3 млн т, следует из данных Минэнерго. Доля ЕС в экспорте российского угля составляла 21,8%.

В марте правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре и части портов до 1 июля. ПНД обеспечивали угольщикам приоритетный доступ на БАМ и Транссиб, их отмена создала проблемы с вывозом этой продукции, в том числе из Кузбасса и Хакасии.

С 1 июля правительство не возобновило действие ПНД, но вернуло квоты на приоритетный вывоз угля на восток для Кузбасса, Хакасии и Тувы («Ведомости» писали об этом 30 августа). Представитель РЖД заявил, что компания «выполнит все ранее поставленные президентом и правительством задачи по увеличению объемов перевозок, в том числе угля, в восточном направлении». «При прогнозируемой на перспективу до 2030 г. полной загрузке мощностей БАМа и Транссиба целесообразно рассматривать варианты стимулирования – например, через субсидирование сверхплановых перевозок угля по другим направлениям», – уточняет он.

Маржинальность поставок угля за рубеж позволяли сохранять высокие цены. В июне уголь дорожал на 30% к мартовским значениям. В середине июня фьючерсы на энергоуголь с доставкой в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена торговались по $373/т («Ведомости» писали об этом 22 июня), 20 сентября – на уровне $300/т. В июле, когда стоимость угля превышала $400/т, дисконты на российский уголь и на восточном, и на западном направлениях достигали $200/т относительно региональных бенчмарков (т. е. на 45–50% дешевле), говорилось в обзоре Центра развития энергетики («Ведомости» писали об этом 17 августа).

Основные экспортеры угля из России – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит», «Эльгауголь», «СДС-уголь», Кузбасская топливная компания, «Колмар», «Русский уголь», «Распадская» (входит в Evraz). В угольных компаниях на запросы «Ведомостей» не ответили.

В начале сентября гендиректор СУЭК Максим Басов в интервью PrimaMedia прогнозировал падение добычи в РФ по итогам года на 5–8%. «В СУЭК показатели, близкие к общероссийским, – говорил он. – В Кузбассе и Хакасии отмечаем заметное снижение добычи в связи с ограничениями вывоза продукции в восточном направлении, в Красноярском крае и дальневосточных регионах добыча растет». Негативный сценарий Минэнерго допускает, что остаться без работы только в Кемеровской области и Хакасии могут около 22 000 человек.

Представитель минэкономразвития Хакасии сообщил «Ведомостям», что риск сокращения числа занятых в угольной промышленности существует и при негативном сценарии до 1000 человек могут потерять работу. Он добавил, что региональным правительством формируются предложения по снижению транспортно-логистических затрат на вывоз угля на экспорт и социальной поддержке работников угольных предприятий за счет федерального бюджета. Представитель минтруда и соцзащиты республики уточнил, что 289 работников угольной отрасли находятся в простое до конца сентября, но «сокращений в ближайшие два месяца не предполагается». В администрации Кемеровской области отказались от комментариев.

Басов также подчеркивал, что перераспределению объемов с европейского рынка в страны Азии, Африки и Ближнего Востока мешают проблемы с логистикой, фрахтом, страхованием.

Источник «Ведомостей» в угольной компании поясняет, что для отрасли стала болезненной потеря премиальных рынков. «В АТР и Африке потребителям высокое качество угля не нужно и высококалорийный обогащенный уголь готовы брать только по цене бурого», – говорит он. Максимальный дисконт, по его словам, иногда достигает 67–73% от региональных бенчмарков.

Разворот угольного экспорта на Восток был бы неизбежен даже без эмбарго ЕС из-за отказа европейских стран от угольной генерации, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его словам, с 2000 по 2007 г. в ЕС было выведено из эксплуатации 12,6 ГВт угольных ТЭС, в 2008–2015 гг. – 40,1 ГВт, а с 2016 г. по июнь 2022 г. – 58,3 ГВт. «И хотя в странах Азии ввод угольных станций замедлился, доля региона стабильно оставалась на уровне 91%. В ближайшие годы Азия будет наращивать потребление угля», – полагает он.

Аналитик «Финама» Алексей Калачев придерживается негативного сценария. По его словам, кроме ЕС закупки угля из РФ намерены сокращать Япония, Южная Корея и Тайвань. Калачев добавляет, что угольщиков сейчас выручают Индия, в несколько раз нарастившая закупки в России, Китай и Турция.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, напротив, считает, что спрос на российский уголь будет сохраняться «на достаточно высоком уровне». По его мнению, снижение тарифа на перевозку в сторону южных портов смогло бы нарастить морские поставки. Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян добавляет, что поставки локомотивов большой мощности и инновационных вагонов в рамках развития железнодорожной инфраструктуры «позволят ежегодно наращивать количество тяжеловесных поездов на Восточном полигоне и повысить возможности по вывозу угля».