Владелец «Эксмо-АСТ» Олег Новиков инвестирует 2 млрд рублей в полиграфический бизнес

Книгоиздатель купил уже третью типографию – Можайский полиграфкомбинат
Общие инвестиции в типографии до конца следующего года составят около 2 млрд руб., сообщил Новиков «Ведомостям»
Общие инвестиции в типографии до конца следующего года составят около 2 млрд руб., сообщил Новиков «Ведомостям» / Евгений Разумный / Ведомости

Основатель и основной владелец издательской группы «Эксмо-АСТ» (входят издательства «Эксмо», АСТ, «Манн, Иванов и Фербер», «Бомбора» и др.) Олег Новиков приобрел Можайский полиграфический комбинат, сообщил он «Ведомостям». Доля в 88% обошлась в 500 млн руб., уточнил Новиков. Оставшимися 12% владеют топ-менеджеры предприятия.

Это уже третья типография, мажоритарным или единственным владельцем которой за последние два года стал Новиков. Ему также принадлежат 98,36% Тверского полиграфкомбината и «Парето-принт» (через ООО «Новая гуманитарная компания»), следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». По данным Российской книжной палаты за 2021 г., на три этих предприятия приходился 21% от общего тиража непериодических изданий (около 389,5 млн экземпляров).

Покупка типографий поможет издательской группе «Эксмо-АСТ» решить проблему с дефицитом производственных мощностей по выпуску книг, поясняет логику приобретения активов Новиков. По его словам, в 2021 г. дефицит составил 25%, а в первом полугодии 2022 г. – 15%. «Книги иногда выходят с задержкой на 4–5 месяцев после поступления заказа на печать», – говорит он.

Эту тенденцию подтверждают и в других издательствах. Так, директор по производству издательской группы «Альпина» Константин Лунь отмечает, что в июне дефицит типографских мощностей достиг почти 25%.

Директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов добавляет, в свою очередь, что в первом полугодии задерживалось 15–20% тиражей. Сейчас из-за растущего дефицита полиграфических возможностей, как говорит он, рассматриваются варианты допечатки в Китае, Индии, Иране: «Но логистика из этих стран очень подорожала, по некоторым позициям она дороже себестоимости самой печати».

Вертикальная интеграция «Эксмо-АСТ» за счет типографий позволит холдингу удовлетворить потребности по выпуску собственных тиражей книг, считает гендиректор издательства «Высшая школа» Роман Трунов.

«У «Эксмо-АСТ» есть издательства, которые генерируют контент, каналы продаж (объединенная книжная сеть «Читай-город – Буквоед»), электронная площадка дистрибуции цифровых книг («Литрес»), – говорит Трунов. – Соответственно, для издательской группы логично иметь и полиграфические мощности».

Выручка издательства «Эксмо» по РСБУ в 2021 г. составила 12 млрд руб., чистая прибыль – 906,8 млн руб., следует из «СПАРК-Интерфакса». Выручка издательства АСТ – 5,9 млрд руб., чистая прибыль – 847 млн руб. У ГК «Литрес» (сервисы «Литрес», MyBook, «Литрес: самиздат», «Литрес: чтец», «Литрес: библиотека» и LiveLib) в 2021 г., по ее собственным данным, выручка составила 7,7 млрд руб.

Общие инвестиции в типографии до конца следующего года составят около 2 млрд руб., сообщил Новиков «Ведомостям». По его словам, около 1 млрд руб. будет направлено на модернизацию Можайского полиграфкомбината: примерно половина из этих денег пойдет на ремонт здания, а другая половина – на закупку нового оборудования. Еще до 1 млрд руб. Новиков в следующем году вложит в строительство нового корпуса «Парето-принт». Это, как настаивает он, инвестиции и в отрасль: все три полиграфкомбината работают на весь рынок, со всеми заказчиками.

«Внешние инвесторы не видят потенциала в бумажной книге в связи с отчасти преувеличенным трендом по переходу потребления от физического носителя к цифровому. Поэтому издателям нужно самостоятельно находить пути выхода из кризиса [дефицита полиграфических мощностей]», – считает Новиков.

Инвестиции в типографии окупятся через 5–7 лет, прогнозирует основатель «Эксмо-АСТ». Текущая рентабельность бизнеса, по его словам, на этом рынке составляет около 10%, в перспективе 7 лет – 12%.

С такой оценкой сроков окупаемости согласен вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев. Рентабельность полиграфии в книжном сегменте сейчас составляет 10–15%, резюмировал он.