ОПЕК+ впервые с 2020 года снизила квоты на добычу нефти
Это поможет поддержать цены на сырье и сблизить фактический и целевой уровни добычиУчастники соглашения ОПЕК+ (члены Организации стран – экспортеров нефти и ряд нефтедобывающих стран, не входящих в нее, в том числе Россия) снизят квоту на добычу нефти в октябре 2022 г. на 100 000 барр. в сутки (барр./сутки). Об этом говорится в решении по результатам встречи министров этих стран, прошедшей 5 сентября.
Тем самым страны, присоединившиеся к соглашению, вернутся к уровню добычи, установленному на август 2022 г. Квота России сократится до августовского уровня, или на 26 000 барр./сутки по сравнению с сентябрем, следует из материалов ОПЕК+.
О том, что ОПЕК+ впервые с момента заключения новой сделки в апреле 2020 г. может снизить квоты на добычу, еще 22 августа заявлял агентству Bloomberg министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд. В качестве причин принятия такого решения он называл «крайнюю волатильность и нехватку ликвидности» на нефтяном рынке.
Текущая сделка ОПЕК+ была заключена весной 2020 г. после развала предыдущей и обвала нефтяных котировок (Brent тогда подешевела с $60/барр. до $23/барр.). В результате страны в экстренном порядке заключили новую сделку и с 1 мая 2020 г. сократили добычу нефти на 9,7 млн барр./сутки, а затем последовательно наращивали ее, повышая квоты, вплоть до сентября 2022 г.
В ходе встречи 5 сентября министры стран ОПЕК+ подтвердили наличие волатильности и нехватки ликвидности на рынке нефти. В текущих условиях, по мнению ОПЕК+, необходимо поддерживать стабильность рынка и эффективность его функционирования. Участники встречи отметили, что из-за более высокой волатильности и роста неопределенности нужно «постоянно оценивать рыночные условия и при необходимости быть готовыми немедленно скорректировать добычу в различных форматах».
Следующая встреча министров стран ОПЕК+ намечена на 5 октября.
Ранее в августе страны ОПЕК+ внепланово повысили квоту на добычу нефти на сентябрь на 100 000 барр./сутки. В начале июня этого года участники соглашения перераспределили квоты по постепенному увеличению добычи нефти. Согласно плану производство нефти в июле и августе должно было расти на 648 000 барр./сутки каждый месяц. Ранее предполагалось, что с мая по сентябрь добыча будет увеличиваться лишь на 432 000 барр./сутки ежемесячно. Однако в июне ОПЕК+ перенесла сентябрьскую квоту на июль и август. Таким образом, без дополнительной корректировки квота не сентябрь осталась бы на прежнем уровне.
После начала СВО на Украине США и Великобритания ввели полный запрет на поставки нефти из России. Уже в июне Великобритания полностью прекратила импорт российских энергоресурсов, в том числе нефти и газа («Ведомости» писали об этом 24 августа). ЕС в начале июня согласовал эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов морем. Запрет на поставки нефти вступит в силу 5 декабря, на поставки нефтепродуктов – 5 февраля 2023 г. Исключение из эмбарго сделали только для поставок нефти по трубопроводу «Дружба». Также ЕС запретил поставки российской нефти в смеси с топливом из других стран (ранее такой схемой для обхода санкций пользовалась британская Shell). Если же российское сырье будет выявлено, поставщик будет нести ответственность, указывалось в разъяснениях от 3 августа в официальном журнале ЕС.
В результате ограничений, введенных в ЕС и США, России пришлось перестраивать логистические цепочки и спешно переориентировать отгрузки на азиатский рынок, в основном в Китай и Индию. При этом дисконт на российскую Urals, который еще в марте достигал в $40/барр., постепенно снижается и сегодня составляет порядка $20–25/барр.
Мировые цены на нефть вновь стали расти после начала СВО на Украине. Пик наблюдался 8 марта, когда цена барреля Brent приблизилась к $128. Затем нефтяные котировки скорректировались вниз и в последний месяц стабилизировались на уровне чуть ниже $100/барр. По состоянию на 5 сентября цена ноябрьского фьючерса на Brent составила $96,33/барр., октябрьские фьючерсы WTI – по $89,86/барр.
Дополнительную неопределенность на рынке создает решение стран «большой семерки» (G7), которые 2 сентября объявили о решении установить потолок цен на российскую нефть. Согласно итоговому заявлению министров, его будет определять картель стран – покупателей российской нефти. Страны – участницы картеля смогут закупать нефть в России по установленной цене или ниже нее. Планируется, что такое ограничение вступит в силу вместе с эмбарго ЕС на морские поставки нефти из РФ, т. е. 5 декабря, а ограничение цен на нефтепродукты заработает 5 февраля 2023 г. На этом фоне страны G7 призвали ОПЕК+ нарастить добычу нефти.
Накануне совещания министров ОПЕК+ вице-премьер России Александр Новак назвал решение G7 «полным абсурдом» и вмешательством в рыночные механизмы, которое может привести к дестабилизации нефтяной отрасли. Он заявил, что Россия не станет поставлять нефть в страны, которые присоединятся к этому соглашению. Это также подтвердил 5 сентября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Также Новак заявил, что по итогам 2022 г. Россия может снизить добычу нефти на 0,7% или нарастить ее на 0,2%. Вице-премьер ожидает добычи по итогам года на уровне 520–525 млн т по сравнению с 524 млн т в 2021 г.
По мнению старшего аналитика Альфа-банка Никиты Блохина, сегодняшнее решение ОПЕК+ – сигнал G7, что картель не поддерживает искусственное вмешательство в свободный рынок и не будет следовать просьбе G7 о наращивании добычи. «Это позиция картеля, которая идет вразрез с представлениями «семерки» о том, как выходить из сложившегося кризиса за счет России. В данном случае ОПЕК+ остается един в своей позиции», – считает Блохин.
Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк добавляет, что если «большая семерка» установит потолок цен на российскую нефть и все стороны, в том числе Россия, будут придерживаться текущих позиций, цены на глобальном рынке могут сильно вырасти. «Российская нефть найдет своего покупателя, но логистические цепочки станут сложнее, что будет закладываться в котировки», – пояснил эксперт.
Блохин добавляет, что решение ОПЕК+ о снижении квоты в октябре станет стабилизирующим фактором для рынка. По его мнению, ОПЕК вновь начинает выступать активным регулятором и более тонко настраивать рынок, реагируя на изменение конъюнктуры.
С этим соглашается эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Он также считает, что сокращение квот призвано поддержать цены на нефть в условиях ужесточения политики ФРС США, которая повысила ставку с 1% в июне до 2,5% в июле. Родионов добавляет, что сокращение квот также поможет «сблизить фактический и целевой уровень» добычи. Миронюк уточнил, что в совокупности текущая добыча в странах ОПЕК отстает от целевых уровней на 1,5 млн барр./сутки, а новые санкции стран Запада могут привести к снижению поставок российской нефти на мировой рынок.
Родионов прогнозирует, что в ближайшие месяцы ОПЕК+ будет сокращать либо умеренно наращивать квоту на добычу нефти.
Блохин обращает внимание на то, что сейчас не так много свободных мощностей на рынке не только у ОПЕК, но и у других стран. Иранская ядерная сделка откладывается, а вместе с ней снятие санкций с Ирана и попадание его нефти на рынок, пояснил эксперт. При этом в США, по словам Блохина, также наблюдается замедление темпов восстановления добычи, что указывает на то, что потенциал наращивания экспорта в Европу также исчерпан, отметил аналитик. Миронюк добавляет, что в перспективе США, Венесуэла и Иран смогут поставлять больше нефти на мировой рынок, но для этого потребуются крупные капиталовложения.