ОПЕК+ ввела дополнительную квоту на добычу нефти на сентябрь
Но даже планируемый скромный рост добычи нефти будет трудно обеспечитьУчастники соглашения ОПЕК+ (члены Организации стран – экспортеров нефти и ряд нефтедобывающих стран, не входящих в нее, в том числе Россия) повысят квоту на добычу нефти в сентябре на 100 000 барр./сутки, говорится в решении по результатам встречи министров этих стран, прошедшей 3 августа. Уточняется, что Россия и Саудовская Аравия смогут увеличить добычу нефти в сентябре на 26 000 барр./сутки каждая. То есть на эти две страны должно прийтись более половины предполагаемого роста добычи.
Сентябрьское повышение на 100 000 барр./сутки – это внеплановый рост. В начале июня 2022 г. страны ОПЕК+ перераспределили квоты по постепенному увеличению добычи нефти. Согласно этой корректировке, в июле и августе производство нефти должно было расти на 648 000 барр./сутки каждый месяц. До этого предполагалось, что добыча будет наращиваться с мая по сентябрь ежемесячно на 432 000 барр./сутки. Но в июне ОПЕК+ размазала сентябрьскую квоту на два последних месяца лета. Таким образом, без новых корректировок добычные квоты в сентябре не повысились бы, но теперь ОПЕК+ разрешила себе произвести дополнительный объем нефти.
В итоговом коммюнике ОПЕК+ подчеркивается, что избыточные мощности для увеличения добычи «крайне ограниченны», а хронический недостаток инвестиций в нефтяной сектор привел к сокращению производственных возможностей «по всей цепочке создания стоимости». Аварийные запасы нефти, по данным ОПЕК+, достигли самого низкого уровня за более чем 30 лет. По предварительным данным, коммерческие запасы нефти стран – членов ОЭСР в июне составили 2,712 млрд барр., что на 163 млн барр. меньше, чем в тот же период 2021 г., и на 236 млн барр. ниже среднего показателя 2015–2019 гг.
Следующая ежемесячная встреча министров ОПЕК+ намечена на 5 сентября.
Ранее 3 августа министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков сообщил, что в ходе встречи участники ОПЕК+ обсуждали возможность продлить соглашение на период после 2022 г. «По ОПЕК – соглашение действительно истекает, мы сейчас ведем консультации», – сказал он (цитата по ТАСС), не уточнив, было ли принято какое-то решение по этому поводу.
15 июля президент США Джо Байден посетил Саудовскую Аравию с официальным визитом, в ходе которого добивался увеличения поставок нефти из королевства на мировые рынки для снижения нефтяных котировок. Позднее советник по энергетической безопасности госдепартамента США Амос Хохштейн заявлял, что, по мнению Вашингтона, у стран ОПЕК есть возможности для наращивания добычи нефти и что США «ждут соответствующих решений» организации в ближайшие недели.
Но наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман на открытии саммита глав государств Персидского залива и США 16 июля заявил, что королевство может увеличить добычу нефти в перспективе максимум на 3 млн барр./сутки. Financial Times со ссылкой на источники уточняла, что Саудовская Аравия готова наращивать добычу только в том случае, если она значительно сократится в России на фоне введенных против нее санкций.
США и Великобритания ввели полный запрет на поставки российской нефти в марте 2022 г. из-за начала СВО на Украине. В начале июня ЕС в шестом пакете антироссийских санкций утвердил отказ от российской нефти к 5 декабря 2022 г. и отказ от нефтепродуктов из РФ до 5 февраля 2023 г. Россия переориентирует поставки нефти на азиатский рынок, в основном в Китай и Индию. Сейчас Москва поставляет в Азию нефть марки Urals с дисконтом к Brent в среднем в $20–30 за баррель.
На фоне проблем с поставками на европейский рынок возник риск снижения добычи нефти в России. В конце мая вице-премьер Александр Новак заявил, что добыча нефти в России может снизиться с 524 млн т в 2021 г. до 480–500 млн т в 2022 г. А министр энергетики Николай Шульгинов отметил 16 июня, что добыча нефти с учетом конденсата в этом году может сохраниться на уровне 2021 г. «или уменьшиться на 3–5%».
Президент консалтинговой компании Rapidan Energy Group и бывший сотрудник Белого дома Боб Макнелли назвал повышение квоты «мизерным» (цитата по Bloomberg). Более того, возникает вопрос, смогут ли выполнить квоту участники соглашения. Свободные мощности для наращивания добычи, по оценке российского Центра развития энергетики, сейчас есть только у Саудовской Аравии и ОАЭ, в рамках новой квоты они смогут поставить около 32 000 барр./сутки. «Поэтому решение ОПЕК+ будет иметь для рынка символическое значение», – полагают аналитики центра.
Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин добавил, что существенно нарастить добычу в среднесрочной перспективе также может Ирак и, возможно, Кувейт. «Но реальный прирост добычи в сентябре вряд ли существенно превысит 40 000 барр./сутки», – полагает он. Добыча остальных участников сделки ОПЕК+, исключая Саудовскую Аравию и ОАЭ, по мнению аналитиков Центра развития энергетики, отстает от текущей квоты на 2,8 млн барр./сутки.
Но эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что у Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ есть свободные мощности для увеличения добычи. Он обращает внимание на то, что в июне 2022 г. эти страны добывали на 2,2 млн барр./сутки меньше, чем в пиковый период апреля 2020 г. (тогда был достигнут максимальный уровень добычи после развала предыдущей сделки ОПЕК+). Кроме того, по мнению Родионова, на рынке «наверняка возобладает осознание профицита добывающих мощностей», из-за чего котировки нефти в ближайшие месяцы вряд ли вернутся к уровню июня (баррель Brent тогда стоил $120). 3 августа котировки Brent после решения ОПЕК+ о дополнительной квоте упали ниже психологической отметки в $100 за баррель – до $97,3.
Блохин считает, что сдержанное увеличение квот не окажет существенного влияния на баланс рынка: «Заявление ОПЕК+ о том, что сейчас нефтяной рынок остается сбалансированным, в целом отражает текущее положение дел». Аналитик добавляет, что дополнительными факторами неопределенности на рынке также остаются влияние пандемии коронавируса и стремительное сокращение свободных добывающих мощностей.
Трейдер управления операций на рынке акций ИК «Велес капитал» Ярослав Калугин оценивает текущий дефицит нефти на рынке в 0,5–1 млн барр./сутки. По его мнению, цены на нефть в среднем будут держаться выше $100/барр. еще долгое время, если рецессия на Западе не будет глубокой и не приведет к серьезному снижению спроса на топливо. Также геополитическая обстановка, по его мнению, будет поддерживать высокую «премию» за риск в нефтяных котировках.