В России летом резко вырос импорт автозапчастей

Дистрибуторы налаживают новые каналы поставок и восполняют складские запасы
Активнее всего на маркетплейсах приобретают товары для отечественных автомобилей
Активнее всего на маркетплейсах приобретают товары для отечественных автомобилей / Владимир Смирнов / ТАСС

В июне – августе 2022 г. произошел резкий рост объема заказов различных товаров для автотранспорта, выяснили «Ведомости». Речь идет о расходных материалах, автозапчастях, аксессуарах и проч. Такую тенденцию фиксируют логистические компании, дистрибуторы и маркетплейсы.

Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин оценивает рост заказов в категории автозапчастей за три летних месяца в 20% к тому же периоду 2021 г. У Pony Express спрос на такие отправления вырос сразу на 40%.

По некоторым товарам рост потребности еще выше и достигает 50–100%, говорит источник «Ведомостей» в крупной логистической компании. Среди наиболее популярных товаров в этом сегменте он назвал шины, фильтры, свечи и другие расходные материалы для автомобилей, а также детали подвески и рулевого управления, компоненты двигателей, трансмиссии и шасси, светотехнику.

По словам коммерческого директора Sota Logistic Кирилла Латинского, на рост объема заказов товаров для автомобилей повлияло усиление санкций, из-за чего российский рынок покинуло значительное число иностранных брендов, прямо и косвенно связанных с автомобильной отраслью. «Отечественный бизнес по максимуму пытается заполнять исчезающие товарные позиции за счет импорта из стран, не присоединившихся к санкциям», – пояснил он.

Основной страной – поставщиком запчастей является Казахстан, в том числе благодаря наличию сухопутной границы, говорит Мякин. Китайские предприятия также стали альтернативными поставщиками автотоваров, констатирует руководитель отдела продаж Free Lines Company Дмитрий Шаров. Гендиректор Novelco Григорий Григорьев отмечает рост количества заказов из Южной Кореи и Вьетнама. Растет и транзитная роль Турции при доставке из Европы, Южной Азии и Латинской Америки, добавил Шаров.

По данным Sota Logistic, за 2020 г. российские юрлица импортировали 27,12 млн шин на сумму $1,63 млрд при общей потребности отечественного рынка от 40,5 млн до 51,3 млн шт. Импорт за 2021  г. показал прирост к 2020 г. на 23,5% в количественном выражении и на $300 млн – в денежном. В 2020–2021 гг. доля китайской продукции в импорте составляла около 37% по количеству и около 18,5% – в деньгах. За первые шесть месяцев 2022 г. по сравнению с первым полугодием 2021 г. импорт автошин вырос на 28%. Рост китайского импорта этой номенклатуры за летние месяцы 2022 г. усилился еще больше – до 52% в годовом выражении, подсчитали в компании.

Кроме того, в июне – августе 2022 г. увеличился и средний размер одной поставки в натуральном выражении у логистических компаний. В сегменте автотоваров он вырос на 12–52% по сравнению с летом прошлого года, отмечает представитель мультисервисного логистического оператора ПЭК. Бизнес, по его словам, заказывает товары большими партиями, чтобы избежать возможных проблем из-за сбоев в логистике и сложностях в валютных операциях.

Сколько автозапчастей ввозили в Россию

По данным ФТС, импорт частей и принадлежностей моторных транспортных средств в Россию в 2021 г. составил почти 1,5 млн т на $10,67 млрд, что на 22% и на 39% соответственно больше, чем в 2020 г. Импорт шин за прошлый год вырос на 24% до 33,88 млн штук, а в деньгах – на 29% до $2,12 млрд.
Крупнейшими поставщиками автозапчастей в Россию в 2022 г. стали Китай (441 761 т), Япония (225 372 т), Южная Корея (180 032 т) и Белоруссия (96  757 т).

Дальнейшее развитие внешней торговли со странами-партнерами будет зависеть в том числе от бесперебойных платежей поставщикам, считает генеральный директор «ТФЛ-логистики» Сергей Ткаченко. Компании ожидает рост объема импортных отгрузок, в том числе автотоваров, как только клиенты окончательно переориентируют внешнеторговые контракты на альтернативные валюты.

Рост закупок автотоваров подтверждается и спросом на популярных маркетплейсах. В июне – августе на Wildberries и Ozon приобретено более чем в 2 раза больше автотоваров, чем годом ранее, а на «Яндекс.Маркете» – в 5 раз, сказали «Ведомостям» представители компаний (абсолютных цифр они не приводят). Среди наиболее востребованной продукции – автохимия, моторные масла, автомобильные лампы и подушки, а также чехлы на сиденья, тормозные колодки, салонные и воздушные фильтры.

На Wildberries более всего растут продажи автомобильных кронштейнов, датчиков кислорода, масляных насосов – в 9 раз в годовом выражении, топливных фильтров, лебедок – в 8 раз, опор амортизаторов, клапанных крышек – в 7 раз, свечей зажигания и защитных пленок – более чем в 6 раз, сказал представитель компании. Активнее всего приобретают на Wildberries товары для отечественных автомобилей, уточнил он.

На «Сбермегамаркете» за последние 10 недель в 2 раза увеличилось количество продаж моторных масел, хотя традиционно летом эта группа товаров имеет пониженный спрос, говорит управляющий товарной категорией «Автотовары» маркетплейса Артем Богданов. Пиковый спрос, по его оценкам, ожидается в осенний период.

Косвенно подтверждает рост закупок автотоваров и источник «Ведомостей» в одном из крупных интернет-магазинов. После начала СВО на Украине импорт прекратился и люди распродавали остатки на складах, а параллельно налаживали новые цепочки поставок, объясняет он. «Сейчас они их понемногу наладили и стали активно восстанавливать склады», – говорит собеседник.

По его словам, речь идет практически обо всей номенклатуре запчастей для европейских автомобильных марок, которые раньше возили из Германии. «Сейчас их везут из Турции, поскольку напрямую из Германии поставки организовать невозможно. Плюс есть возможность покупать запчасти на вполне легальных рынках АТР – например, через Южную Корею», – рассказывает он.

Дальше эта тенденция только продолжится, поскольку российский автопарк стареет и под него будет требоваться больше запчастей, считает источник. Дефицита запчастей, кроме отдельных специфических позиций, не наблюдается, добавляет он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что найти некоторые оригинальные запчасти, комплектующие, расходники и прочие автотовары сейчас «крайне тяжело», так как запасы были исчерпаны еще весной 2022 г. и основным источником стала разборка авто на запчасти. Но с развитием параллельного импорта активно увеличиваются поставки, причем дефицит пока весьма острый даже с учетом существенно выросших цен, добавляет он. Эксперт ожидает «взрывного роста» рынка автозапчастей, в том числе по причине того, что рынок новых автомобилей сократился в разы, а цены на них резко выросли.