Продажи автомобилей с пробегом в июле упали на 18%
Но во втором полугодии вторичный рынок может вернуться к ростуПродажи легковых автомобилей с пробегом в России в июле снизились почти на 18% к июлю 2021 г., следует из обзора «Автостат инфо» на основе данных о регистрации транспортных средств. Всего в прошлом месяце россияне купили 478 044 подержанные машины.
Из них 29% пришлось на продукцию российских марок, оставшиеся 71% – иностранных. Доля отечественных машин за год в сегменте выросла почти на 1 процентный пункт. В июле продажи иномарок падали быстрее отечественных: на 18,6% против 15,2%.
Динамика семи месяцев 2022 г. также отрицательная, снижение продаж составило 10%. Всего за январь – июль было куплено 2,87 млн легковых автомобилей с пробегом, 70% из которых – иномарки.
Четверть рынка занимает продукция «АвтоВАЗа». Но продажи Lada, как и остальных марок, снижаются. В июле россияне купили 118 865 автомобилей Lada (-14%), за семь месяцев – 741 540 (-8%), следует из обзора. На 2-м месте более чем с двукратным отставанием держится японская Toyota. Ее продажи составили 50 548 в июле и 302 227 машин за семь месяцев, снижение в обоих случаях – около 17%. На 3-м месте – корейская Kia, продажи которой оказались еще почти в 2 раза меньше.
В модельной линейке Lada оттеснили на 3-е место корейские бренды Kia и Hyundai. Их бестселлеры Rio и Solaris были в лидерах продаж подержанных машин в июле с результатом 11 412 и 11 214 машин соответственно. Lada Samara (индекс 2114) заняла третью строчку (11 041 машина), далее следуют Ford Focus (10 438) и Lada 2107 (10 431). Самая популярная модель Toyota – Corolla – лишь на восьмой строчке (8540).
Продажи подержанных легких коммерческих автомобилей (LCV) в июле также снизились – на 11% до 36 349 единиц. Но по итогам семи месяцев эта часть вторичного сегмента остается в плюсе – рост почти на 5% до 243 130 шт. Здесь в основном перепродается продукция российского автопрома, ее доля в июле и за семь месяцев составила около 58%.
Доля LCV группы ГАЗ во вторичном сегменте составляет около 44%, за январь – июль продажи выросли на 6% до 106 866 единиц, в июле – снизились на 6% до 15 845 шт. На 2-м месте – продукция УАЗа. За семь месяцев перепродано 21 247 LCV марки (-2%), в июле – 3020 (-15%). На 3-м месте – Ford. Его продажи снизились в июле на 6% до 2432 шт., но выросли за семь месяцев на 8% до 16 431 автомобиля.
Самыми популярными LCV на вторичном рынке остаются различные модификации «Газели» и Ford Transit.
Еще по итогам I квартала продажи легковых машин с пробегом демонстрировали рост («Ведомости» писали об этом 14 апреля). За январь – март было продано 1,2 млн автомобилей (+9%).
За весь 2021 год продажи легковых машин с пробегом выросли, по данным «Автостата», на 8% до 5,95 млн шт. В феврале, до начала СВО на Украине, агентство предрекало вторичному рынку стагнацию и продажи в 2022 г. на уровне 5,97 млн машин. Позднее исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов говорил «Ведомостям», что, скорее всего, рынок подержанных автомобилей снизится на 10%.
С начала СВО и разрушения традиционных цепочек поставок импортеры стали прекращать отгрузки, а локальные заводы – производство машин в России. В результате дилеры остались практически без новых автомобилей и были вынуждены сместить фокус своего внимания на вторичный сегмент.
Например, крупнейший автодилер – «Рольф» намерен в 2022 г. продать 77 000 автомобилей с пробегом и лишь 20 000 – новых, говорила в интервью «Ведомостям» в июне гендиректор компании Светлана Виноградова. Представитель «Рольфа» сказал, что пока в компании не видят снижения клиентского интереса к автомобилям с пробегом и надеются продать запланированные 77 000 машин.
Из-за дефицита машин на рынке сильно выросли цены, напоминает автоэксперт Владимир Беспалов. Если средняя цена легкового автомобиля с пробегом по итогам 2021 г., по оценкам «Автостата», составляла 787 752 руб., то этой весной она перевалила уже за 1 млн. «Покупательская активность значительно снизилась, многие ждут, пока ситуация нормализуется», – рассуждает Беспалов. По прогнозам эксперта, во втором полугодии должно увеличиться предложение на рынке новых машин, что постепенно приведет к стабилизации и во вторичном сегменте.
В последние месяцы вторичный рынок рос, напоминает представитель «Автостат инфо». Он ожидает, что продажи машин с пробегом будут и дальше расти во второй половине года, но за весь год вряд ли достигнут уровня 2021 г.