Shell выходит из российских проектов

Потери компании могут превысить $4,2 млрд
На «Салыме» Shell принимала участие во внедрении цифровых решений и технологий, связанных с увеличением нефтеотдачи и автоматизацией нефтедобывающего оборудования
На «Салыме» Shell принимала участие во внедрении цифровых решений и технологий, связанных с увеличением нефтеотдачи и автоматизацией нефтедобывающего оборудования / «Салым петролеум девелопмент»

Англо-голландская нефтегазовая компания Shell в своем отчете 28 июля сообщила, что ее представители покинули совет директоров паритетного совместного предприятия (СП) с «Газпром нефтью» – «Салым петролеум девелопмент» (Salym Petroleum Development N.V.). Оно разрабатывает Салымское месторождение в Ханты-Мансийском автономном округе Западной Сибири. Добыча составляет около 6 млн т нефти в год.

«В июле 2022 г. директора Shell в «Салыме» ушли в отставку. После этих событий совместный контроль был утрачен, и с этой даты «Салым» будет учитываться как финансовый актив с нулевой балансовой стоимостью», – говорится в материалах компании. Потери компании от салымского проекта в I квартале составили $233 млн.

Представитель Shell уточнил «Ведомостям», что сейчас компания работает над вариантами выхода из 50%-ной доли в СП. Стоимость доли в «Салыме» Shell могла обнулить из-за того, что была уверена в невозможности продать этот актив или получить по нему дивиденды, отмечает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

На «Салыме» Shell принимала участие во внедрении цифровых решений и технологий, связанных с увеличением нефтеотдачи и автоматизацией нефтедобывающего оборудования на так называемых умных скважинах, отметил старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин.

В мае компания продала «Лукойлу» свою сеть АЗС (около 400 заправок) в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а также завод по производству масел в Тверской области. Тогда же англо-британская компания вышла из другого паритетного СП с «Газпром нефтью» – «Гыдан энерджи». Это проект по разработке участков недр на полуострове Гыдан в Красноярском крае и в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Кроме того, представитель Shell подтвердил «Ведомостям» намерение отказаться от 27,5%-ной доли в проекте по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Сахалин-2». Оператором этого проекта является «Сахалин энерджи», где 50% плюс 1 акция принадлежат «Газпрому», 27,5% минус 1 акция – у Shell, 12,5% – у Mitsui, оставшиеся 10% – у Mitsubishi. Проект реализуется на основе соглашения о разделе продукции (СРП), он осуществляет освоение Пильтун-Астохского и Лунского месторождений сахалинского шельфа.

В июне президент Владимир Путин подписал указ, которым, по сути, ликвидировал оператора проекта «Сахалин-2». По нему все права и обязанности зарегистрированной на Бермудских Островах «Сахалин энерджи» перейдут на специально созданную российскую компанию-оператора. Действующие акционеры «Сахалин энерджи» в течение месяца должны согласиться на получение доли в новом российском ООО. Доли, которые не будут востребованы иностранными компаниями, подлежат оценке с целью дальнейшей продажи российскому юрлицу.

Но получить средства от своих долей иностранные компании смогут только после того, как специальная комиссия вычтет из этой суммы компенсацию экологического ущерба, нанесенного иностранными партнерами во время реализации проекта.

Shell не намерена становиться участником российского юрлица в рамках этого проекта, поскольку это не соответствует намерению оставить российские активы, сказал главный исполнительный директор компании Бен ван Берде.

По данным Международной группы экспортеров СПГ (GIIGNL), по итогам 2021 г. на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн т (12,7 млрд куб. м) СПГ. При этом около 1 т (1,38 млрд куб. м) газа в год с проекта покупает сама Shell. Долгосрочный контракт, заключенный в 2009 г., действует до 2028 г.

Shell может расстаться со своей 27,5%-ной долей в «Сахалине-2» за бесценок, так как эти средства будут изъяты в качестве компенсации экологического ущерба, причиненного компанией, полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. «Shell одной из первых иностранных мейджоров стала громко заявлять об уходе, чем дестабилизировала настроения на рынке. Теперь у государства в лице особой комиссии будет шанс публично и демонстративно наказать Shell, легальным путем лишив ее выручки от продажи доли в «Сахалине-2», – считает эксперт.

Выход Shell из «Сахалина-2» может создать трудности в дальнейшем развитии проекта, полагает Блохин из Альфа-банка. Но при прямом участии специалистов Shell в 2021 г. на проекте было произведено комплексное обновление всей инфраструктуры и переход на четырехлетний цикл технического обслуживания, что создало «Сахалину-2» существенный запас прочности на ближайшие несколько лет, добавил он.

Совокупные потери Shell от выхода из российских проектов составят не менее $4,2 млрд, полагает управляющий партнер «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отметил, что уход англо-голландской компании из Салымского проекта существенно не повлияет на его риски, в то время как выход компании из «Сахалина-2» создает риски, связанные с обслуживанием оборудования.

Схожее мнение выражает и старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит. По его словам, для российских компаний сейчас гораздо проще справиться с добычей, чем с поддержанием в рабочем состоянии оборудования для производства СПГ.