Минфин не согласовал выделение 10 млрд рублей субсидий аэропортам
Они и так неплохо живут, в том числе за счет субсидий авиаперевозчикамМинфин не согласовал предложенный Минтрансом и Росавиацией проект по выделению 10 млрд руб. субсидий аэропортам. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в одном из крупных аэропортов и подтвердил источник, близкий к Минтрансу. «Межведомственная работа по проекту продолжается», – отметил собеседник, близкий к Минтрансу. Это подтверждает и собеседник из крупного аэропорта. Причины такого решения ведомства источники «Ведомостей» назвать не смогли. Минфин изучил отчетности аэропортов и мог прийти к выводу, что пока у них «все не так уж и плохо», и поставил этот проект на паузу, рассуждает источник «Ведомостей», знакомый с продвижением данной инициативы.
Проект по поддержке аэропортов в условиях санкций разрабатывался Минтрансом совместно с Росавиацией и профильными ассоциациями по поручению премьер-министра Михаила Мишустина. Предложение предусматривало выделение бюджетных средств на частичное возмещение аэропортам расходов по основной производственной деятельности и процентов по инвестиционным кредитам, писали «Ведомости» 17 июля.
Тогда инициатива находилась на стадии межведомственного согласования, а Минфин сообщал о проработке данного вопроса с заинтересованными органами власти. По словам собеседника «Ведомостей» в крупном аэропорте, Минфин не согласовал текущий проект после совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова.
Ранее другой источник говорил, что ему не известно об отрицательном решении по запуску мер поддержки.
«Ведомости» направили запрос в Минфин, Минтранс, Росавиацию и крупнейшие аэропорты. Представитель «Шереметьево» от комментариев отказался.
Пока господдержку в размере 3,1 млрд руб. получили только 11 южных аэропортов, закрытых с начала специальной военной операции (СВО) на Украине. Бюджетные средства в размере 2,9 млрд руб. были выделены грузовым авиакомпаниям. Еще на 19,5 млрд руб. государство покроет расходы авиаперевозчиков на возврат денег пассажирам за отмененные с начала СВО рейсы.
на 9%
до 40 млн пассажиров снизился пассажиропоток российских авиакомпаний за шесть месяцев 2022 г. по сравнению с таким же периодом 2021 г.,
Российские власти также докапитализировали «Аэрофлот» на 52,5 млрд руб., увеличив долю в компании до 73,77%. Авиакомпаниям «Уральские авиалинии», «Аврора» и S7 выделили 17 млрд руб. из фонда национального благосостояния на покрытие долговых обязательств перед банками, возникших из-за раскрытия лизинговых аккредитивов.
Но основным механизмом субсидирования отрасли является выделение 100 млрд руб. авиакомпаниям на поддержку перевозок по стране с апреля по октябрь. Это должно помочь перевезти порядка 90 млн пассажиров на внутренних линиях за этот год. Средства будет выделять Росавиация с июля, исходя из количества перевезенных той или иной компанией пассажиров. По предварительному распределению субсидий половину этих денег получит группа «Аэрофлот». Тем не менее не все участники цепочки авиаперевозок смогут получить средства через авиаперевозчиков, отмечал один из собеседников «Ведомостей».
Вопрос о выделении бюджетных средств напрямую аэропортам обсуждается уже не первый месяц. Ассоциация «Аэропорт» направляла в Минтранс письма с просьбой поддержать региональные аэропорты. Международная ассоциация аэропортов в мае предлагала частично перераспределить 100 млрд руб. субсидий для авиакомпаний между аэропортами, писал «Коммерсантъ».
Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что аэропорты нуждаются в поддержке, но она должна быть системной. Аэропорты, по словам эксперта, потеряли немалую часть доходов из-за отсутствия международного трафика. «Из-за этого пострадали их неавиационные доходы от торговли в ресторанах и зонах duty free», – добавляет Борисов.
Пассажиропоток российских авиакомпаний за первые полгода снизился на 9% по сравнению с таким же периодом 2021 г., сообщал глава Минтранса Виталий Савельев. Он составил около 40 млн пассажиров против 44 млн годом ранее. Более того, 19,1 млн человек – пятая часть от планируемого объема перевозок – могут выпасть в этом году из-за закрытых аэропортов юга, писали «Ведомости» 24 июля.
Борисов предположил, что решение Минфина могло исходить из положения дел у крупных аэропортов. Но региональные аэропорты поддерживаются очень слабо, отмечает эксперт. «Чем меньше аэропорт, тем больше удельные издержки на пассажира из-за высоких требований», – напоминает Борисов. Более того, получение аэропортами средств через авиакомпании не устраняет неравномерное положение первых: если пассажиропоток в аэропорту низкий, то и средств он получит гораздо меньше, поясняет эксперт.
Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что разнородная ситуация среди аэропортов повлияла на сложность выработки критериев масштаба субсидирования, что, в свою очередь, важно для окончательного принятия такого законопроекта. По словам эксперта, критерии субсидирования по размеру аэропорта – чем больше аэропорт, тем больше субсидия – и его географическому положению неактуальны, а для выделения средств за потерянного пассажира нужно менять базовый год отсчета. Тем более не все аэропорты нуждаются в поддержке, полагает он.
Аналитик по транспорту Елена Сахнова отмечает, что, например, аэропорты Сочи и Минеральных Вод «прекрасно чувствуют себя» в текущих условиях. Сохраняется, как указывает Пантелеев, и возможность косвенного получения денег аэропортами через субсидирование авиакомпаний.
Логичнее было бы отдать деньги авиакомпаниям, а те уже заплатят аэропортам сборы, считает главный редактор Frequentflyers.ru Илья Шатилин. «Остаются южные аэропорты, но им и так деньги дают. И остается снижение доходов из-за падения потока на международных рейсах, но ни в 2014 г., ни в 2020 г. это не было поводом кому-то что-то платить», – подчеркивает он.