Минтранс и Росавиация готовят меры поддержки аэропортов на 10 млрд рублей

Им могут возместить расходы по основной деятельности и помочь с кредитами
В отличие от закрытых на время СВО аэропортов юга России действующие воздушные гавани пока не получили от государства ни рубля
В отличие от закрытых на время СВО аэропортов юга России действующие воздушные гавани пока не получили от государства ни рубля / Максим Стулов / Ведомости

Минтранс и Росавиация совместно с профильными ассоциациями готовят по поручению премьера Михаила Мишустина проект постановления по поддержке аэропортов в условиях санкций западных стран. Это следует из письма Росавиации, направленного в ассоциацию «Аэропорт» 7 июня.

Проект предусматривает выделение бюджетных средств на «частичное возмещение расходов по основной производственной деятельности и процентов по инвестиционным кредитам в условиях внешнего санкционного воздействия, понесенных аэропортами в период с апреля по октябрь 2022 г.».

Проект находится на стадии межведомственного согласования, говорит источник «Ведомостей», близкий к разработчикам документа. По его словам, на днях было совещание у первого вице-премьера Андрея Белоусова по данному вопросу, но итоги совещания ему не известны. До этого обсуждалось выделение около 10 млрд руб. на поддержку аэропортов, знает собеседник «Ведомостей». Информации о том, что решение о запуске данной меры поддержки могло быть отрицательным, у него нет. Представитель Белоусова отказался от комментариев.

Информацию о подготовке нормативного акта подтвердили также источник в авиавластях и собеседник «Ведомостей» в одном из крупных аэропортов. Последний добавил, что меры являются дополнительным инструментом в рамках общей стратегии поддержки авиаотрасли. По его словам, вопрос господдержки аэропортов обсуждается уже несколько месяцев.

«История с господдержкой отрасли через субсидирование авиакомпаний на деле не обеспечила получение средств всеми участниками цепочки авиаперевозок», – поясняет собеседник. 10 июля «Ведомости» писали об убыточном состоянии компаний по производству бортпитания. Ассоциация «Аэропорт» в своем обращении в Росавиацию также упоминала о необходимости дополнительных мер поддержки региональных аэропортов.

31,5%

от общих расходов ООО «Воздушные ворота Северной Столицы» (оператор «Пулково») составил в 2021 г. фонд оплаты труда

Причина потери выручки аэропортов, как отмечает собеседник «Ведомостей» из аэропортового холдинга, заключается в снижении пассажиропотока. «Аэропортам нужна поддержка для покрытия постоянных расходов – фонда оплаты труда, высоких расходов на эксплуатацию инфраструктуры и обеспечение безопасности», – пояснил он.

Пока господдержка сектора ограничилась 1,29 млрд руб., которые выделили 11 аэропортам юга страны, закрытым с начала СВО на Украине в целях безопасности.

Минфин прорабатывает вопрос с заинтересованными органами власти, сказал «Ведомостям» представитель ведомства. Представитель московского аэропорта «Домодедово» отметил, что аэропорты «остро нуждаются в мерах господдержки для сохранения и развития авиаперевозок». Оценить финансовые потери аэропорта в текущей ситуации он не смог.

В Росавиации, Минтрансе, московском аэропорту «Внуково» и региональных аэропортовых холдингах на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представители аэропортов «Пулково» (Петербург) и столичного «Шереметьево» от комментариев отказались.

Авиаотрасль получила беспрецедентный объем господдержки из-за санкций и ограничений авиасообщения. Росавиация уже распределила 100 млрд руб. среди крупнейших авиакомпаний страны на поддержку перелетов внутри страны с апреля по октябрь. Половину средств получил национальный перевозчик «Аэрофлот». Первые выплаты перевозчики начнут получать уже в июле, обещала Росавиация. Еще 2,9 млрд руб. было распределено между грузовыми авиакомпаниями. 19,5 млрд руб. перевозчикам возмещают за возврат денег пассажирам отмененных рейсов на юг и за границу.

Государство также в очередной раз докапитализировало «Аэрофлот» на 52,5 млрд руб., увеличив свою долю в компании до 73,77%, и выделило 17 млрд руб. из фонда национального благосостояния на реструктуризацию долговых обязательств «Уральских авиалиний», «Авроры» и S7.

Таким образом, среди всех мер господдержки отрасли пока лишь одна относится непосредственно к аэропортам, да и то к ограниченному их числу. В мае «Коммерсантъ» писал, что Международная ассоциация аэропортов готовила предложения по перераспределению 100 млрд руб. субсидий, выделенных авиакомпаниям, в том числе и на аэропорты.

По словам директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, больше всего от санкций пострадали аэропорты западной части страны. Субсидии могут выделяться дифференцированно – в зависимости от того, насколько сильно пострадал тот или иной аэропорт, считает эксперт.

Основной статьей, по которой государство может возместить расходы, – это фонд оплаты труда и «даже этого может быть достаточно аэропортам», подчеркивает Пантелеев. По его мнению, господдержка также может включать в себя возмещение расходов на лизинг наземной техники и эксплуатационные расходы. Оптимальным вариантом поддержки будет компенсация ставки по инвесткредитам, считает он.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что меры поддержки должны учитывать тот факт, что чем меньше аэропорт, тем выше удельные издержки на пассажира и компенсация за каждого «потерянного» пассажира не решит проблемы. Он считает, что ограничиваться только финансовыми мерами поддержки не стоит. «Необходимо оптимизировать требования к аэропортам, провести четкую категоризацию аэропортов, последовательно снижая требования к аэропортам более низкой категории», – добавляет Борисов. Он полагает, что субсидии как разовой меры недостаточно, необходима программа мер, которая была бы направлена на сокращение издержек наземной авиационной инфраструктуры.

Пантелеев также уверен, что поддержка аэропортов, которые управляются на основе механизма государственно-частного партнерства, оправданна. «Эти аэропорты также сильно пострадали», – считает эксперт.