Правительство утвердило программу развития авиаотрасли на 770 млрд рублей

Заложенных в ней средств может оказаться недостаточно из-за растущих убытков авиакомпаний
Свыше 150 млрд руб. направят на обеспечение авиаперевозок до конца 2022 г.
Свыше 150 млрд руб. направят на обеспечение авиаперевозок до конца 2022 г. / Андрей Гордеев / Ведомости

Правительство утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., сообщил 27 июня премьер-министр Михаил Мишустин в ходе оперативного совещания с вице-премьерами. Предыдущая программа развития авиастроительной отрасли была утверждена в 2012 г. и рассчитана до 2025 г.

На реализацию новой программы, по словам Мишустина, переданным пресс-службой правительства, будет выделено более 770 млрд руб. Из них свыше 150 млрд руб. направят на обеспечение авиаперевозок до конца 2022 г. В общую сумму также включено субсидирование авиакомпаний в размере 100 млрд руб., утвержденное президентом Владимиром Путиным в апреле («Ведомости» писали об этом 31 марта).

Курировать программу будет первый вице-премьер Андрей Белоусов, ее часть в сфере авиапрома – вице-премьер Юрий Борисов. По словам последнего, которые приводятся на сайте кабмина, ключевыми направлениями работы в рамках развития авиастроения станут обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации действующего парка самолетов и «ускоренное создание русифицированных версий отечественных лайнеров».

По итогам реализации программы российские авиакомпании должны получить 1036 отечественных самолетов. Из них 142 единицы SSJ-New, 270 – МС-21-310, 70 – Ту-214, 12 – Ил-96-300. Для региональной авиации к 2030 г. должно быть выпущено 140 самолетов ТВРС-44 «Ладога», 70 Ил-114-300, 178 L-410 и 154 «Байкалов» (ЛМС-901). Поставки новых вертолетов составят 764 единицы.

Как сообщали «Ведомости», планы по поставкам – более 1000 самолетов отечественного производства до 2030 г. говорил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022).

1036

отечественных самолетов должно поступить в авиакомпании до 2020 г.

В 2023 г. планируется начать серийное производство SSJ-New («импортозамещенного» варианта ближнемагистрального самолета SSJ100), а с 2024 г. выйти на поставку 20 таких воздушных судов (ВС) в год, следует из программы. Ранее представитель корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха») уточнял, что «русификация» SSJ100 без учета ремоторизации обойдется в 50 млрд руб.

Программа создания среднемагистрального МС-21 предусматривает начало поставок первых шести машин в 2024 г. с выходом на производство 72 ВС в год с 2029 г., следует из текста программы. Выпуск первого МС-21 не раз переносился. Одна из причин – санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в «Ростех»), сделавшие невозможной поставку импортных материалов для композитного крыла самолета.

Разработка, производство и обслуживание двигателей, в том числе ПД-8 и ПД-14 для SSJ-New и МС-21 соответственно, осуществляются в основном Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) «Ростеха», говорится в программе. К 2030 г. планируется выпустить 314 ПД-8 и 584 ПД-14. Всего в России будет собрано, согласно программе, 4964 авиадвигателя различных модификаций.

Программа также предусматривает снижение цен отечественных ВС на 2% ежегодно с 2026 г. по «мере наращивания их серийного выпуска», а также сокращение затрат российских лизинговых компаний на погашение процентов по займам, полученным на закупку самолетов и вертолетов, расходов авиакомпаний на лизинговые платежи и на обслуживание ВС.

Для решения проблем, связанных с техобслуживанием самолетов, первоначально определены 11 ключевых организаций, уточняется в документе (их перечень не приводится).

После начала СВО на Украине ряд стран, в том числе США, Канада, Великобритания, Япония и государства ЕС, ввели санкции против России. Авиаотрасль затронули наиболее жесткие ограничения. Отечественным авиакомпаниям закрыли ряд прибыльных международных направлений, запретили приобретать иностранные самолеты (в том числе Boeing и Airbus, составлявшие основу парка), проводить страхование и техобслуживание ВС. Ограничения коснулись также поставок комплектующих.

В итоге, как сообщали «Ведомости» 23 июня, пассажирские авиаперевозки российских авиакомпаний в мае снизились примерно на 26% к уровню мая 2021 г. до 6,5 млн человек. Пассажиропоток в январе – мае этого года упал на 4,5% до 31,5 млн человек.

По словам директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, основные риски выполнения целевых показателей программы заключаются в выбытии эксплуатируемого парка ВС, неисполнении графика поставок новых самолетов и дефиците кадров в авиапроме.

Ключевые вызовы для авиапроизводителей, по словам эксперта, заключаются в недоступности компонентов для ВС в условиях санкций и необходимости ускорить наращивание производственных мощностей, для чего понадобится современный станочный парк (о проблемах в станкостроении из-за санкций «Ведомости» писали 20 июня). Пантелеев предполагает, что бюджет программы может вырасти. «Только на срочные меры по поддержке авиаперевозок планируется выделить 100 млрд руб. Логично, что это (выделение субсидий на операционную деятельность авиакомпаний. – «Ведомости») продолжится и в следующем году», – считает эксперт. Пантелеев также обращает внимание на то, что с расширением парка ВС отечественным перевозчикам потребуется больше таких субсидий.

«Программа предполагает, что основным средством преодоления кризиса является финансирование авиакомпаний», – отмечает эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его мнению, такой подход является наиболее эффективным. Но деньги от авиакомпаний распределяются по авиатранспортной инфраструктуре неравномерно, отмечает эксперт. «Нужны корректирующие мероприятия по мерам поддержки аэропортов. Концепции развития авиаотрасли также не хватает специальной программы для софинансирования местных авиалиний и учета необходимых регуляторных изменений в отрасли», – говорит Борисов.

Источник «Ведомостей» в экспертном сообществе, близкий к разработчикам программы, рассказал, что в нее заложен идеальный сценарий развития отрасли. Но в текущих условиях стоило подойти к разработке программы развития более комплексно, уделяя внимание не только вопросу финансирования, подчеркивает он.