Золотодобывающий Petropavlovsk запросил внешнее управление и будет продавать активы

Компания фактически банкротится, а ее предприятия могут отойти основному кредитору – УГМК
Все производственные активы британского Petropavlovsk находятся в России, преимущественно в Амурской области
Все производственные активы британского Petropavlovsk находятся в России, преимущественно в Амурской области / Petropavlovsk

Одна из крупнейших золотодобывающих компаний России – зарегистрированный в Великобритании Petropavlovsk – 12 июля сообщила, что подала заявление в Высокий суд Лондона для назначения внешнего управления.

Petropavlovsk указывает, что не может погасить срочный заем на $201 млн (с учетом процентов), права требования по которому принадлежат «УГМК-инвесту» – инвестиционной «дочке» Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Совет директоров золотодобытчика считает маловероятной возможность его рефинансирования. Внешними управляющими компания предлагает назначить Алистера Мэнсона, Тревора Биньона и Джо Роллса из Opus Business Advisory Group.

Компания также обратилась с заявлением о снятии своих обыкновенных акций и облигаций со сроком погашения в 2024 г. с торгов на Лондонской фондовой бирже (LSE). Также предполагается снять с торгов акции Petropavlovsk на Московской бирже и облигации со сроком погашения в 2022 г. с Ирландской международной биржи.

Акции Petropavlovsk на Мосбирже 12 июля упали на 77% до 87 коп. за штуку, обновив исторический минимум.

Представитель Petropavlovsk пояснил «Ведомостям», что компания является неплатежеспособной в соответствии с законодательством Великобритании о несостоятельности, поэтому и подано заявление о введении внешнего администрирования. «О банкротстве речь пока не идет», – сказал он. По его словам, работа внешних управляющих заключается в продаже активов и рассмотрении требований кредиторов с целью их погашения из любых средств, полученных после оплаты административных расходов.

Собеседник добавил, что после передачи Petropavlovsk под внешнее администрирование листинг акций на LSE будет аннулирован.

Как устроен Petropavlovsk

Все производственные активы британского Petropavlovsk находятся в России, преимущественно в Амурской области. Основные – три горнодобывающих предприятия («Пионер», «Маломыр», «Албын») и Покровский автоклавно-гидрометаллургический комбинат. Крупнейшими акционерами являются «Южуралзолото» (29,19%), Prosperity Capital Management (9,97%) и Everest Alliance Limited (6,36%).
В 2021 г. компания сократила производство золота на 18% до 449 800 унций. По данным Союза золотопромышленников России, по добыче золота (13,99 т) Petropavlovsk занимает 4-е место в стране после «Полюса» (84,51 т), «Полиметалла» (34,96 т) и Kinross Gold (14,96 т). В 2022 г. Petropavlovsk ожидает снижения производства до 380 000–420 000 унций. Минеральная база на 31 декабря 2020 г. (последние доступные данные) по JORC – 19,5 млн унций золота, запасы – 7,16 млн унций.
Выручка Petropavlovsk за первое полугодие 2021 г. по МСФО составила $351,9 млн, чистая прибыль – $48,9 млн.

В сообщении Petropavlovsk также говорится, что компания получила предложение о покупке активов от одной стороны и уведомление о заинтересованности в покупке от другой. Petropavlovsk поясняет, что ведутся переговоры с обеими сторонами, хотя понимания, последует ли за этим продажа, нет. Весной золотодобытчик привлек консалтинговую компанию AlixPartners для анализа вариантов решения финансовых сложностей, среди которых «продажа всех долей компании в ее операционных дочерних предприятиях в ближайшие возможные сроки» («Ведомости» писали об этом 14 апреля).

Введение внешнего администрирования не зависит от исхода сделки по продаже активов, пояснил представитель золотодобытчика.

Крупнейшим кредитором Petropavlovsk до переуступки прав требования «дочке» УГМК был Газпромбанк (ГПБ). Компания привлекала в банке кредит на $200 млн и возобновляемую кредитную линию на $86,7 млн. В конце марта 2022 г. Petropavlovsk сообщил, что из-за включения ГПБ в британский санкционный лист компания лишилась возможности расплачиваться по кредитам и евробондам.

В апреле права требования по кредиту на $201 млн (включая проценты) ГПБ переуступил инвестиционной «дочке» УГМК – «УГМК-инвесту», а в мае права на кредит на $87,1 млн (включая проценты) перешли к компании «Нордик». Но перед передачей прав на кредиты ГПБ потребовал их немедленного погашения.

Представитель Petropavlovsk пояснил «Ведомостям», что, хотя формально УГМК не требовала полного погашения долга, она имеет на это право и это «не отменяет первоначального дефолта», возникшего из-за требования ГПБ вернуть долг. История с кредитной линией на сумму около $87 млн аналогична, добавил он.

В мае ГПБ разрешил Petropavlovsk продавать золото третьим лицам, хотя ранее по условиям кредитов все золото компания должна была продавать банку. Несмотря на это, компания не имеет средств для немедленного погашения основного долга по срочному кредиту в полном объеме единовременно, пояснил представитель Petropavlovsk.

Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что решение Petropavlovsk фактически означает, что компания приступает к запуску процедуры банкротства. «Внешнее управление в Великобритании является аналогом российского конкурсного производства и относится к банкротным процедурам. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются взаимозаменяемыми, тождественными», – отмечает юрист Forward Legal Олесь Груздев.

По его словам, результатом должна стать распродажа активов Petropavlovsk и последующая ликвидация организации. С ним согласен старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. По его словам, российский правопорядок не делает различий между понятиями «несостоятельность» и «банкротство». Юрист поясняет, что в Великобритании, как и в России, данная процедура проходит под контролем суда. Добровольная ликвидация происходит на основании решения акционеров и кредиторов, добавляет он.

Внешнее управление не освобождает Petropavlovsk от долга перед УГМК, поясняет Груздев. Долг попадет в очередь с другими кредиторами и будет подлежать удовлетворению за счет средств, вырученных от распродажи имущества Petropavlovsk. Процедура банкротства может занять несколько лет, соглашаются юристы.

Внешнее управление не всегда заканчивается банкротством, но в данном случае, скорее всего, дело идет именно к нему, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев отмечает, что решение о делистинге как раз может означать возможное инициирование процедуры банкротства или реструктуризации.

Оба эксперта сходятся во мнении, что производственные активы Petropavlovsk в рамках расчетов могут быть переданы УГМК. Калачев отмечает, что Покровский комбинат, способный перерабатывать упорные руды, был бы интересен всем золотодобытчикам, а добывающие активы в Амурской области – компаниям, имеющим проекты неподалеку.

Представитель «Полиметалла» сообщил, что компании не интересны активы Petropavlovsk, кроме автоклава, но переговоров по нему сейчас компания не ведет. Представители Highland Gold и Nordgold отказались от комментариев.

Но основным претендентом на активы будет держатель основной части долга – УГМК, считает Калачев. «Вероятно, это и стало основной причиной получения компанией прав требования по долгу перед ГПБ», – отмечает Пучкарев. Калачев добавляет, что на активы также может претендовать группа «Южуралзолото» – владелец 29,2% акций Petropavlovsk и держатель облигаций Petropavlovsk.

«Ведомости» направили запросы в УГМК и ГПБ.

Все производственные активы британского Petropavlovsk находятся в России, преимущественно в Амурской области