Производители бортпитания просят помощи государства
Закрытие аэропортов юга и снижение международного трафика подкосили их бизнесПредприятия – производители бортового питания обратились в Росавиацию с просьбой поддержать их в кризисный период. Письмо в ведомство было направлено от имени ассоциации «Аэропорт» 6 июля. «Ведомости» ознакомились с копией документа.
В нем отмечается, что отраслевые меры поддержки не затронули региональные аэропорты и малые воздушные линии, а они пострадали от сокращения трафика не меньше, чем, например, крупные аэропорты. В схожем положении оказались и предприятия – производители бортпитания. Они «несут колоссальные убытки и могут прекратить свое существование из-за отсутствия источников финансирования», говорится в письме.
Основной мерой поддержки авиаотрасли из-за санкций станут распределенные между авиакомпаниями 100 млрд руб. на частичную компенсацию расходов на полеты по внутренним направлениям («Ведомости» писали об этом 29 июня). Еще 1,28 млрд руб. получат закрытые с начала СВО 11 аэропортов юга России (Анапа, Белгород, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Симферополь и др.).
Изначально производители бортпитания обратились в Ассоциацию производителей сервисных услуг для пассажиров. По словам гендиректора ассоциации Александра Авдеева, обращавшиеся компании работают в региональных аэропортах, а это «около 80% поставщиков бортпитания в стране». Как пояснил Авдеев «Ведомостям», объемы реализации бортпитания сократились из-за снижения международных перевозок, закрытия южных аэропортов и «массового сокращения расходов на бортовое питание авиаперевозчиками». Председатель ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев подтвердил, что на кризисное положение производителей бортпитания повлияли снижение перевозок и, «как следствие, сокращение заказов».
Росавиация ответила уже 7 июля (письмо за подписью замруководителя службы Натальи Андриановой также есть у «Ведомостей»). Регулятор предложил компаниям обратиться к уже существующим мерам господдержки. В частности, к льготному кредитованию для системообразующих организаций и программе поддержки малого и среднего бизнеса (МСП).
«Ведомости» направили вопросы в Минтранс и Росавиацию.
Самыми крупными производителями бортпитания в России являются компании «Аэромар» (входит в группу «Аэрофлот»), «Домодедово кейтеринг» аэропорта «Домодедово» и «Внуково кейтеринг» аэропорта «Внуково».
на 9%
упали пассажирские авиаперевозки в первом полугодии 2022 г., по оперативным данным Минтранса. В январе – июне 2021 г. пассажиропоток составил 44,1 млн человек
Представитель «Аэромара» говорит, что после прекращения международного сообщения и введения санкций «объемы заказов сократились более чем в 3 раза». Больше всего, по словам собеседника, пострадали филиалы компании в «Шереметьево», аэропортах Ростова-на-Дону и Симферополя. «Усугубляется ситуация с ростом задолженности перед поставщиками, которая на сегодняшний день составляет около 1,5 млрд руб.», – добавил он.
«Аэромар», по словам представителя компании, обратился в «Аэрофлот», Росавиацию, а также в администрацию Московской области и Химок.
Директор компании «Кейтеринг Белогорье» (работает в аэропорту Белгорода) Светлана Шконда сказала «Ведомостям», что предприятие с февраля не получает заказы на бортпитание из-за закрытия аэропорта. «Кейтеринг Белогорье», по словам Шконды, воспользовалась мерами поддержки для МСП. Директор саратовского предприятия бортпитания «Лайф-аэро» Эльфия Комарова также говорит о полном отсутствии заказов из-за отмененных рейсов за границу. На внутренних рейсах авиакомпании стараются максимально снизить расходы, в том числе за счет питания, отмечает она. Компания обратилась в саратовский аэропорт с просьбой о снижении арендной платы, поясняет Комарова.
Выручка «Волгоград-сервисавиа» после начала СВО упала с 4–5 млн до 300 000 руб. в месяц, отметила директор компании Анна Лиманская. Из-за этого производителю бортпитания пришлось снизить зарплаты сотрудникам на 70%, указывает она. Служба бортпитания Томского аэропорта сократила поставки почти в 19 раз за это время – с 56 000 до 3000 наборов бортпитания за квартал, говорит директор подразделения Михаил Валинский.
По ст. 95 Федеральных авиационных правил авиакомпания на рейсе протяженностью до трех часов сама решает, кормить пассажиров или нет. Это оказывает влияние на объем заказов, поэтому некоторые производители бортпитания предоставляют свои услуги не только авиаперевозчикам. Представитель аэропорта «Домодедово» сказал «Ведомостям», что в планах развития компании – выход в «неавиационный сегмент»: рестораны, розничные сети, кафе. В частности, речь идет о поставках готовых рационов питания, пояснил он. В 2021 г. «Домодедово кейтеринг» начинал продажу блюд из наборов бортпитания в магазинах сети «Перекресток» («Ведомости» писали об этом 29 апреля 2021 г.). Шконда из «Кейтеринг Белогорье» также считает, что выходом может стать «переориентация производства» бортпитания на другие рынки.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает перспективы восстановления рынка как «неопределенные». Он допускает, что производители бортпитания могут переориентироваться на обеспечение школ и госучреждений. Но загрузить за счет этого мощности будет трудно из-за низкого спроса и высокой конкуренции, полагает Бурмистров.
Производители бортпитания вряд ли смогут рассчитывать на адресную помощь от государства, считает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, положение компаний продолжит ухудшаться «по мере изменения бизнес-моделей авиакомпаний в сторону минимизации издержек». Операторы бортпитания столкнулись с неожиданной конкуренцией, когда пассажиры получили возможность заказывать любую еду из ресторанов перед выходом на посадку в обход кейтеринговых служб, отмечает он. Ситуация, по мнению Пантелеева, может быть исправлена сделками по слиянию и поглощению компаний либо восстановлением объемов авиаперевозок.