ЕС пока не смог отказаться даже от морских поставок нефти из России

Эмбарго на нефть не согласовано и в «облегченном» варианте
ЕС пока не смог отказаться даже от морских поставок нефти из России
ЕС пока не смог отказаться даже от морских поставок нефти из России / Виталий Тимкив / РИА Новости

29 мая ЕС так и не смог согласовать эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов. Как сообщили вечером воскресенья информагентства со ссылками на источники в Брюсселе, компромисса найти не удалось. «Предстоит рассмотреть дополнительные детали на еще одном заседании, которое пройдет в понедельник», – указал источник ТАСС. Еще сохраняется много технических сложностей и вопросов по графику отказа, сообщило «РИА Новости».

Сейчас речь идет об облегченном варианте эмбарго. ЕC согласовывает запрет импорта российской нефти, поставляемой по морю, и готов отложить ограничения на импорт по ключевому для Венгрии нефтепроводу «Дружба», чтобы удовлетворить возражения Будапешта и договориться по шестому пакету антироссийских санкций, пишет агентство Bloomberg. По информации источников агентства, страны ЕС постепенно откажутся от импорта нефти морским путем через шесть месяцев, а нефтепродуктов – через восемь месяцев.

«Это предложение даст больше времени Венгрии, выступающей против сделки, чтобы найти техническое решение, удовлетворяющее ее энергетические потребности. В нем также будут учтены озабоченности других стран, не имеющих выхода к морю, включая Словакию и Чешскую Республику», – говорится в сообщении.

Согласовать эмбарго на закупку российской нефти и нефтепродуктов ЕС пытается с конца апреля. Этот запрет входит в так называемый шестой пакет санкций Еврокомиссии (ЕК). 4 мая председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен говорила: «Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной». Но она признавала, что пойти на этот шаг будет для ЕС непросто из-за сильной зависимости ряда членов ЕС от поставок из России. Ввод эмбарго, прогнозировала фон дер Ляйен, должен был занять шесть месяцев и завершиться к концу 2022 г. («Ведомости» писали об этом 5 мая).

Ключевыми противниками полного эмбарго были Венгрия и Словакия. Будапешт наиболее резко противился идее отказа от российской нефти, поскольку это ухудшило бы экономическое положение в стране. В итоге к середине мая было объявлено, что шестой пакет в предполагавшемся виде не согласован.

Сейчас ключевыми потребителями российской нефти являются Нидерланды (37,4 млн т в 2021 г., по данным ФТС России), ФРГ (19,2 млн т) и Польша (11,2 млн т). Наиболее сильно в процентном отношении от поставок нефти из нашей страны зависели, в частности, Словакия, получившая из России в 2021 г. 5,3 млн т, или 96% импорта (расчеты «Ведомостей» по данным ФТС и UN Comtrade Database), Финляндия (6,3 млн т, 70%) и Венгрия (3,4 млн т, 57%).

Bloomberg уточняет, что большая часть поставок нефти по нефтепроводу «Дружба» приходится на Германию и Польшу, которые дали понять, что «откажутся от поставок из России независимо от каких-либо действий ЕС». По данным агентства, в 2021 г. Россия поставляла в Европу порядка 720 000 баррелей в сутки (б/с) по трубопроводам на европейские нефтеперерабатывающие предприятия и около 1,57 млн б/с – танкерами из своих балтийских, арктических и черноморских портов.

Управляющий активами «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин отмечает, что процесс отказа от морских поставок российской нефти уже идет полным ходом. «В начале года в Европу из России морским путем направлялось порядка 2,6–2,7 млн б/с. В мае эти объемы уже снизились до 1,4 млн б/с», – уточнил он.

По оценке аналитиков Альфа-банка, потенциал сокращения экспорта российский нефти, переправляемой морем в Европу, составляет порядка 1,5 млн б/с. Такую оценку на фоне планов введения ограничений, впервые представленных ЕК в марте, приводил старший аналитик банка Никита Блохин. Но за последние два месяца ситуация кардинальным образом изменилась, утверждает он. Российским экспортерам удалось перенаправить на азиатские рынки более 0,7 млн б/с на фоне добровольного отказа ряда европейских покупателей, поясняет Блохин. Больше половины из них (перенаправленных поставок) пришлось на индийских потребителей, а в июне поставки российской нефти в Индию могут составить более 0,5 млн б/с, уточняет эксперт. Китай обладает наибольшим потенциалом роста импорта российской нефти на фоне восстановления спроса после пандемии, считает Блохин. Если негласные переговоры российского руководства с китайскими властями принесут плоды, дополнительные поставки на китайский рынок в ближайшие месяцы могут составить вплоть до 0,4 млн б/с, рассуждает аналитик.

«Если отказ европейских потребителей от импорта морских партий Urals будет постепенным, можно смело предположить, что все выпадающие объемы экспорта удастся перенаправить в Азию в течение 1,5–2 месяцев, – считает Блохин. – Но если под ограничение попадут объемы, поставляемые по системе магистральных трубопроводов, снижение экспорта может стать более ощутимым». Громадин не исключает временного снижения экспорта «в связи со сложностями с логистикой и поиском новых покупателей».

О необходимости переориентировать поставки российской нефти в Азию ранее говорил вице-премьер России Александр Новак. При этом частичная потеря объемов на европейском рынке уже сказывается на добыче в РФ. По прогнозам Новака, в 2022 г. она может снизиться до 480–500 млн т с 524 млн т в 2021 г.

В апреле 2022 г., по данным аналитиков Kpler, Россия впервые поставила на азиатский рынок нефти больше, чем в Европу. Тенденция может усилиться в мае из-за дальнейшего нежелания западных стран приобретать энергоресурс у России. По информации Kpler, за последнюю неделю в Азию танкерами было поставлено порядка 74–79 млн баррелей российской нефти («Ведомости» писали об этом 27 мая).

ЕС пока не смог отказаться даже от морских поставок нефти из России