Правительству предложили задействовать новые меры поддержки нефтяников
Отрасль сможет частично компенсировать сложности на экспортных рынкахКомитет Госдумы по энергетике 25 мая направил в правительство России предложение скорректировать формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть с учетом стоимости фрахта танкеров. «Ведомости» ознакомились с документом, в Госдуме подтвердили его отправку. В пресс-службе правительства пояснили, что документ еще не получен.
«Из-за беспрецедентных санкций февраля – марта 2022 г. стоимость фрахта танкеров выросла в три-пять раз», – указывает глава комитета Павел Завальный. В связи с этим предлагается внести изменения в формулу расчета НДПИ, предусмотрев снижение используемой в ней цены на нефть на величину роста стоимости фрахта.
После начала СВО на Украине в конце февраля 2022 г. многие покупатели российской нефти столкнулись с проблемой поиска танкеров, поскольку их владельцы «требовали огромных премий, чтобы взять на себя риск как физический, так и репутационный», писала тогда The Wall Street Journal (WSJ). Эта ситуация вызвала цепную реакцию, спровоцировав увеличение ставок фрахта нефтеналивных судов. Baltic Dirty Tanker Index, отражающий стоимость перевозки сырой нефти, в конце февраля – начале марта находился на самом высоком уровне с ковидного мая 2020 г.
По данным участников рынка, в IV квартале 2021 г. суточные ставки танкерного фрахта составляли $14 000 («Ведомости» писали об этом 17 ноября 2021 г.). А уже в феврале текущего года на спотовом рынке для танкеров типоразмера Aframax, которые составляют основу российского танкерного флота, ставки выросли до более $43 000, писала 26 февраля WSJ со ссылкой на данные брокеров.
«С конца 2021 г. по май текущего года ставки фрахта на суда классов Suezmax и Aframax выросли примерно на 10–20% соответственно. При этом рост ставок был даже сильнее, но последние несколько недель они демонстрируют коррекцию от локальных пиков», – поясняет аналитик Sberbank CIB Георгий Иванин. Он прогнозирует, что в целом по 2022 году средний уровень стоимости фрахта нефтеналивных судов ожидается выше прошлогоднего, но в 2021 г. «ставки достигали многолетних минимумов». В сентябре прошлого года ставки на Aframax опустились до исторического минимума – около $3000 в сутки. Это более чем в 10 раз ниже, чем в первом полугодии 2020 г. ($32 000–40 000 в сутки). «Но итоговая динамика будет зависеть от ситуации в мировой экономике, которая будет определять спрос на нефть и нефтепродукты и их перевозку», – резюмирует Иванин.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также напоминает, что сегодня российская нефть Urals продается с дисконтом в $20–30 к эталонной марке Brent. «Потребители Urals и транспортные компании понимают сложности российских нефтяников с доступом на международные рынки и активно этим пользуются», – констатировал он.
Проблемы с экспортом российской нефти на рынки ЕС, Великобритании и США стали возникать после начала СВО и введения нескольких пакетов санкций против РФ. В начале мая Еврокомиссия предложила поэтапно отказаться от российской нефти к 2023 г., отсрочку планируется дать лишь Венгрии и Словакии – до конца 2024 г., а также Чехии – до июня 2024 г. (соглашение об этом эмбарго еще не согласовано).
Гришунин также обращает внимание на существенное снижение цены на нефтепродукты на внутреннем рынке, особенно сильно падает цена на сжиженные углеводородные газы (СУГ). Стоимость СУГ на бирже СПбМТСБ на 25 мая снизилась до 18 247 руб./т против 26 867 руб./т 24 февраля. «Снижение ставки НДПИ поможет отрасли сохранять рентабельность на фоне происходящих изменений на рынках», – подчеркивает Гришунин.
Эксперт Института развития технологии ТЭК Кирилл Родионов скептически оценил инициативу депутатов по изменению НДПИ на нефть с привязкой к стоимости фрахта. По его мнению, очередные изменения в формуле только «дополнительно усложнят налогообложение нефтедобычи». «Налоговый кодекс еще до пандемии коронавируса превратился в настольный справочник геолога. А доля льготируемой нефтедобычи, по оценкам Минфина, увеличилась с 26,7% в 2013 г. до 46,7% в 2019 г.», – указал эксперт.
Родионов отмечает, что частично решить проблему «расползающихся льгот» должно было внедрение налога на дополнительный доход (НДД). Но этот налоговый механизм, по мнению эксперта, может стимулировать компании «раздувать издержки», снижая базу для налогообложения. «Преодолеть этот недостаток можно за счет перехода на счетную модель НДПИ, учитывающую физико-химические свойства сырья (плотность, содержание серы и парафинов), регион и вид добычи (морская, наземная), а также уровень развития инфраструктуры, выработанность месторождений и их удаленность от магистральных трубопроводов», – рассуждает Родионов.
Для поддержки нефтяников комитет Госдумы также рекомендовал правительству рассмотреть возможность временно приостановить действие повышенных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случаях, когда нефть марки Urals дорожает более чем на 15% «за период мониторинга к трем предыдущим периодам мониторинга» (традиционно составляет один месяц). По данным Минфина, экспортная пошлина на нефть в мае составила $49,6/т против $61,2/т и $58,3/т в апреле и марте соответственно.
«Повышенные пошлины на нефть (взимаются с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и нормативным значением. – «Ведомости») сейчас фактически наказывают отечественную нефтяную промышленность за вводимые против нее санкции. Реализовать по таким завышенным ценам наши нефть и нефтепродукты нет возможности, поэтому предложение о приостановке такой нормы выглядит справедливым», – считает Гришунин.
По оценкам НРА, снижение НДПИ и отказ от повышенных экспортных пошлин может сэкономить нефтяной отрасли от 0,5 трлн до 1 трлн руб. в год налоговых затрат, что может позволить отрасли компенсировать потери части экспортных рынков и затраты на техническое переоборудование на фоне запрета на поставки западных технологий. «Ведомости» направили запрос в Минфин.
В «Лукойле», «Роснефти», «Газпром нефти» и «Татнефти» не ответили на запрос «Ведомостей». В «Сургутнефтегазе» отказались от комментариев.