Тысячи фур встали на российско-грузинской границе

Это может привести к перебоям с поставками в Россию некоторых продуктов и товаров
Удлинение сроков доставки может привести к кратковременному дефициту перевозимой продукции до адаптации процесса управления запасами к новым условиям
Удлинение сроков доставки может привести к кратковременному дефициту перевозимой продукции до адаптации процесса управления запасами к новым условиям / Денис Абрамов / РИА Новости

Тысячи фур скопились на международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе, рассказали «Ведомостям» автоперевозчики.

По словам руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгения Дятлова, после введения пятого пакета санкций в отношении российских и белорусских перевозчиков доставка из Турции стала для них одним из основных маршрутов. Проблема скопления машин, по его словам, наблюдается уже несколько месяцев. В среднем время ожидания проезда для одного большегруза достигает 30–40 дней.

Сейчас въезда в Россию ожидают до 3000 грузовиков, везущих в Россию товары из Грузии, Турции, Армении, говорит источник «Ведомостей» в крупной логистической компании. По его оценке, потери перевозчиков из-за простоя в среднем составляют порядка 600–700 евро в сутки на один большегруз.

Можно поехать через Азербайджан, но этот маршрут на 1000 км длиннее, говорит Дятлов. Прохождение границы там занимает двое суток, поэтому доставка через Азербайджан выигрывает по срокам, но дополнительный пробег грузовика увеличивает себестоимость перевозки, объясняет он.

«Верхний Ларс» – это единственный сухопутный погранпереход, связывающий Россию и Европу с Грузией и далее с Арменией и странами Персидского залива. Он расположен на Военно-Грузинской дороге в 35 км от Владикавказа. Из-за сложных климатических условий движение по дороге, идущей по ущелью, периодически закрывается, и тогда у погранзаставы начинает копиться очередь из автомобилей.

В осенне-зимнем сезоне 2021/22 г. дорогу с грузинской стороны перекрывали в общей сложности на 36 суток. В апреле из-за сильных дождей переход закрывали еще на несколько дней, а последнее перекрытие движения было 6–8 мая. После него на МАППе с российской стороны образовалась очередь из 5000 большегрузов, говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Размер очереди на тот момент с грузинской стороны неизвестен. Таможенная служба Грузии на вопросы «Ведомостей» не ответила.

17 мая российское правительство отменило ограничения на выезд в Грузию на личном автомобиле, которые действовали с марта 2020 г. из-за пандемии коронавируса. Снятие этого запрета способствовало еще большему увеличению нагрузки на «Верхний Ларс», сказал «Ведомостям» источник в компании-перевозчике.

По данным ФТС, в среднем на МАППе «Верхний Ларс» за сутки оформляется около 1800 транспортных средств, что в 5 раз превышает проектную пропускную способность (на въезд в РФ – 380 грузовых и 480 легковых автомобилей, на выезд – по 450 грузовых и легковых). С апреля 2021 г. на этом пункте пропуска началась реконструкция, призванная увеличить его пропускную способность до 2560 транспортных средств в сутки.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин сказал «Ведомостям», что большегрузы с российскими и белорусскими номерами грузины пропускают неохотно и эти фуры часто оказываются в конце очереди.

Традиционно из Турции в Россию везут овощи и фрукты, товары народного потребления, медицинские товары, говорит ведущий эксперт «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов. Из России в Турцию – различное сырье, лесные грузы, химическую продукцию, машины и оборудование. Также транзитом через Грузию перевозят продукцию, которую европейские поставщики отказываются отправлять в Россию напрямую «по политическим соображениям», сказал Дятлов. На этом направлении растут поставки комплектующих для автомобилей и другой техники, добавляет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Удлинение сроков доставки может привести к кратковременному дефициту перевозимой продукции до адаптации процесса управления запасами к новым условиям, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. Наиболее перспективным в этой ситуации представляется развитие паромного сообщения между портами России и Турции, говорит собеседник «Ведомостей» в одном из перевозчиков. Баранов также ожидает увеличения грузового авиационного сообщения между странами.

Данных по объему перевозок по этому маршруту в ФТС не предоставили. Представитель Минтранса России отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в грузинские ведомства.