Швейцария сняла санкции с «Еврохима»
Но говорить об улучшении санкционного климата на уровне ЕС пока раноПравительство Швейцарии сняло санкции с компании «Еврохим» – одного из крупных международных игроков на рынке минеральных удобрений, сообщила 22 мая газета Tages Anzeiger. «Еврохим» стал первой российской компанией, в отношении которой были смягчены санкции после изменения состава владельцев.
Санкционное давление на российский бизнес усилилось из-за начавшейся 24 февраля специальной военной операции (СВО) России на Украине. 9 марта 2022 г. Андрей Мельниченко и еще 12 российских предпринимателей были внесены в санкционные списки ЕС. Санкции вводились против лиц, работающих в секторах российской экономики, которые приносят существенный доход в бюджет РФ. К санкциям присоединилась и Швейцария. После попадания в санкционные списки Мельниченко перестал быть бенефициаром «Еврохима» и СУЭК, снизив свои доли с 90 и 92,2% соответственно до 0%, он также вышел из советов директоров обеих компаний.
Основным владельцем «Еврохима» стала жена предпринимателя – Александра Мельниченко. Таким образом, у Государственного секретариата экономики (SECO) Швейцарской Конфедерации нет доказательств, что компания «принадлежит или контролируется лицом, которое находится под санкциями», цитирует Tages Anzeiger выдержку из письма замглавы отдела санкций SECO.
Основания для введения и отмены санкций не имеют четко установленных рамок, соответствующие решения могут приниматься их инициатором на основе собственных экономических интересов, отметил управляющий партнер Art de lex Дмитрий Магоня. По его словам, снижение контроля со стороны подсанкционного лица стало поводом для ослабления санкционного давления, как это уже произошло ранее с UC Rusal, но это «отнюдь не является общим правилом». «В конечном итоге инициатор санкций будет принимать все решения самостоятельно, так как санкционная борьба стала одним из основных инструментов глобальной конкуренции в экономике», – сказал юрист «Ведомостям».
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин уточнил, что процедурно процесс снятия санкций выглядит просто. «Бенефициар, представитель организации или лицо, представляющее ее интересы, направляет в секретариат документы, подтверждающие факт перехода прав на долю в капитале акционерного общества, и требования о снятии ограничений в связи с устранением оснований для их введения. Если чиновники считают, что представленных сведений достаточно и они достоверны, то, скорее всего, принимают решение о снятии санкций», – резюмировал он. В «Еврохиме» не пояснили «Ведомостям», направляла ли компания такие документы.
Группа «Еврохим» – один из крупнейших производителей удобрений в мире, выпускает азотные, фосфорные и калийные удобрения. Основные производственные предприятия группы расположены в России, Бельгии, Казахстане и Литве. Штат сотрудников, работающих в 40 странах, насчитывает более 27 000 человек, а продукция поставляется более чем в 100 стран мира. По итогам 2021 г. компания получила выручку в $10,2 млрд, а продажи готовой продукции составили 27,2 млн т, из них 21,9 млн т – на экспорт, следует из отчета «Еврохима».
«Когда вводят санкции, никто не думает о будущих юридических рисках, но в Швейцарии эти риски понимают хорошо», – рассуждает директор по работе с клиентами «БКС мир инвестиций» Максим Шеин. С ним согласен независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. Он считает, что, сняв санкции с «Еврохима», Швейцария «устранила опасный для себя прецедент», так как ограничения фактически распространялись не только на российский МХК «Еврохим», но и на расположенную в швейцарском городе Цуге головную компанию группы – EuroChem Group AG. На тесную связь «Еврохима» со Швейцарией также указывает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Но санкции против «Еврохима», отмененные по формальным основаниям, как полагает юрист, могут снова вступить в силу, если в списки позднее будет включена супруга Мельниченко.
Хазанов также обращает внимание на то, что решение Швейцарии об отмене санкций против «Еврохима» последовало за разрешением бельгийского правительства перезапустить расположенный в Антверпене завод по производству минеральных удобрений EuroChem Antwerpen мощностью около 2 млн т в год, 20% продукции которого поставляется бельгийским фермерам.
Эксперт подчеркнул, что в отмене санкций против «Еврохима» заинтересованы и международные трейдеры, многие из которых сосредоточены именно в Швейцарии. Напомним, что в Швейцарии зарегистрированы крупнейшие сырьевые трейдеры, торгующие российской сырой нефтью, металлами, минеральными удобрениями. Среди них Vitol, Glencore, Trafigura, Xstrata, Transocean и др. «Кроме этого на фоне общемирового роста цен на удобрения вопрос отсутствия на рынке дополнительных объемов продукции стал особенно актуален», – отмечает Хазанов.
Цены на удобрения на мировом рынке растут с начала 2021 г. на фоне усиления спроса на сельхозпродукцию и задержек с вводом производственных мощностей. Со второго полугодия 2021 г. дополнительным негативным фактором стал скачок цен на газ, после чего цены на удобрения достигли многолетних максимумов. Рост цен продолжился в 2022 г. на фоне санкций ЕС, США и других стран против России из-за СВО. По данным аналитики Газпромбанка, только за март 2022 г. мировые цены на карбамид, аммиачную селитру, фосфаты и калий выросли на 20–50%, сильнее всего в Европе, Бразилии и США. Цены на карбамид и азотно-фосфорные удобрения в портах Балтики выросли в среднем на 30% до $760 за 1 т и $1240 за 1 т соответственно («Ведомости» писали об этом 28 апреля).
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, Швейцария традиционно займет роль посредника между Россией и ЕС и сможет с дополнительной маржей поставлять российские удобрения по всей Европе.
Рынок действительно заинтересован в дополнительных объемах удобрений и снятие ограничений с «Еврохима» выгодно трейдерам, но говорить об улучшении санкционного климата на уровне ЕС еще преждевременно, считает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. «Для рынка снятие ограничений станет позитивным сигналом, но на уровне ЕС ограничения по-прежнему сохраняются», – подчеркнул аналитик.