«AliExpress Россия» сокращает сотрудников «ненужных» отделов

Онлайн-торговля на фоне санкций притормозила и наем персонала
«AliExpress Россия» не единственный маркетплейс в России, который задумался о сокращении сотрудников
«AliExpress Россия» не единственный маркетплейс в России, который задумался о сокращении сотрудников / Андрей Гордеев / Ведомости

Российско-китайский маркетплейс «AliExpress Россия» сократил часть сотрудников. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, знакомых с ситуацией на рынке электронной коммерции, а также бывший сотрудник компании, попавший под сокращение. В «AliExpress Россия» не ответили на запрос «Ведомостей».

По словам одного из собеседников, увольнения затронули до 40% текущего персонала. Сокращения в СП начались месяц назад, добавляет он. В частности, по его словам, сокращали сотрудников направлений, которые оказались «неактуальными» после начала специальной военной операции и ввода антироссийских санкций, это коснулось экспорта и импорта товаров (собственных закупок).

«AliExpress Россия» не единственный маркетплейс в России, который задумался о сокращении сотрудников. В середине апреля Forbes со ссылкой на источники сообщал, что ради снижения расходов Ozon сократил 20% штата и размер фонда оплаты труда. По словам экспертов, это решение было связано с санкциями, падением спроса, логистическими проблемами, а также высокой стоимостью рублевых займов на фоне отсутствия доступа к иностранному капиталу.

В Ozon заявления о массовых увольнениях тогда опровергали, но признавали, что были отдельные случаи «оптимизации проектов» – в частности, закрылись сервис «Ozon услуги» и реферальная программа. В этом случае часть команды обычно переходит в другие подразделения или может покинуть компанию, если их экспертиза не подходит, объясняли в компании.

Что такое «AliExpress Россия»

СП было создано в октябре 2019 г., его участники – китайская Alibaba Group (55,7%), российские VK (15%), РФПИ (5%), 24,3% – у кипрской USM International Алишера Усманова и партнеров. За 2021 г. оборот маркетплейса составил 306 млрд руб. (не включая услуги), что на 46% выше показателя 2020 г. По данным компании, на начало 2022 г. на платформе было зарегистрировано более 400 000 продавцов, из них 102 500 – из России. Общий ассортимент – более 211 млн товаров, локальный – 16,5 млн.

«Направление экспорта сейчас вынужденно сворачивают все участники рынка, включая лидера рынка по объемам экспортных продаж Wildberries, которая в 2022 г. остановила работу в ряде стран Западной Европы. Очевидно, что и для AliExpress это направление сейчас не является целевым», – объясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Представитель Wildberries сказал «Ведомостям», что компания продолжает нанимать сотрудников, в том числе IT-специалистов: «Рассматриваем кандидатов из разных компаний и сфер». По словам представителя «Сбермаркета», у компании сейчас есть вакантные должности и она нацелена на «привлечение сильнейших кандидатов с рынка», но потребности в массовом найме нет. Ozon также продолжает набор персонала, в первую очередь сотрудников на новые логистические объекты, говорит представитель маркетплейса. В «Яндекс.Маркете» на запрос «Ведомостей» не ответили.

В апреле – мае укрепление рубля восстановило спрос на трансграничные покупки, при этом фактически единственным поставщиком в условиях санкций со стороны ЕС и США остался Китай. По словам Бурмистрова, 95% продаж из КНР на российский рынок сейчас обеспечивает именно «AliExpress Россия» и в апреле 2022 г. трансграничные продажи компании выросли на 80% к уровню марта. Кроме того, компания станет ключевым бенефициаром решения правительства повысить порог беспошлинного ввоза товаров, добавляет он. В связи с этим фокус в структуре развития бизнеса сместился в сторону трансграничной торговли, которая обеспечивает компании дифференциацию ассортимента по сравнению с российскими маркетплейсами, и направление собственных закупок, которое было запущено в 2021 г., перестало быть перспективным, объясняет эксперт.

Со сложностями столкнулся не только «AliExpress Россия», подтверждает партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. По его словам, в апреле 2022 г. число онлайн-заказов в целом по рынку сократилось примерно на 10% в сравнении с мартом. У большинства интернет-магазинов спад составил около 30%, упали показатели и у маркетплейсов, отметил эксперт.

По словам коммерческого директора hh.ru Андрея Пантелеева, в марте – апреле число открытых вакансий от компаний в сфере электронной коммерции уменьшилось на 19% до 26 000 по сравнению с периодом с января по февраль 2022 г. Он допускает, что это была лишь первая волна увольнений: если сбои в поставках сохранятся и товары на складах начнут подходить к концу, глубина падения спроса на персонал может стать более заметной.

По данным hh.ru, сильнее всего спрос упал на работников доставки «первой мили» (-23%), административный персонал (-29%), специалистов по автомобильному бизнесу (-38%) и HR-менеджеров (-43%). Вакансий для менеджеров по онлайн-продажам и консультантов стало меньше на 10%, привлечение IT-специалистов снизилось на 12% и сейчас оценивается в 3000 открытых вакансий против 3500 в начале года. Спрос на топ-менеджеров и маркетологов остается на прежнем уровне. Медиана зарплатных предложений в вакансиях остается стабильной на протяжении четырех месяцев – на уровне 50 000 руб. по России.

«Как видно по итогам первых месяцев работы отрасли в новых условиях, в первую очередь оптимизации подвержены логистические и административные функции. При ухудшении ситуации со спросом и товарным предложением потребность в менеджерах по продажам, консультантах, специалистах по закупкам, маркетологах также может упасть», – говорит Пантелеев.