Перевозки контейнеров по железной дороге в апреле упали впервые за шесть лет

Их подкосило разрушение экспортных цепочек поставок и карантин в Китае
Контейнерные перевозки будут иметь значительный потенциал для восстановления по мере адаптации логистики к новым условиям
Контейнерные перевозки будут иметь значительный потенциал для восстановления по мере адаптации логистики к новым условиям / Андрей Гордеев / Ведомости

Объем перевозок контейнеров по российской сети железных дорог в апреле 2022 г. снизился на 6% до 512 100 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в годовом выражении. Об этом говорится в обзоре Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), составленном на основе данных РЖД. Месячное снижение перевозок контейнеров в России зафиксировано впервые с января 2016 г.

Больше всего в апреле снизились перевозки металлоконструкций – на 47% до 1000 TEU, цветных металлов – на 28% до 9200 TEU, автомобилей и комплектующих – на 22% до 19 600 TEU, метизов – на 18% до 28 300 TEU, а также машин, станков и двигателей – на 13,5% до 27 500 TEU. Рост в апреле зафиксирован по химическим и минеральным удобрениям – на 65% до 8600 TEU и строительным грузам – на 12% до 14 200 TEU, следует из обзора.

Строительные грузы зачастую предназначены для внутреннего рынка, химические и минеральные удобрения по большей части не затронуты санкциями и экспортируются в рамках российских квот, а также являются востребованными на внутреннем рынке, говорит младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

Представитель «Трансконтейнера» отметил, что в апреле по рынку зафиксировано снижение перевозок крупнотоннажных контейнеров по железной дороге: порожних – на 1,2%, а груженых – на 3,4% к апрелю 2021 г. По оценке компании, к середине года спад перевозок контейнеров на сети РЖД может составить 5–7%.

Сама РЖД раскрыла лишь общие данные о перевозках в контейнерах за минувшие четыре месяца. Они выросли накопленным итогом (за счет роста в I квартале) почти на 6% до 2,2 млн TEU. Наибольший вклад в эту динамику внесли перевозки удобрений (25 400 TEU, рост в 1,6 раза), рыбы (10 400 TEU, рост в 1,3 раза), сборных грузов (+27%, 61 500 TEU), строительных грузов (+26%, 52 200 TEU), продовольственных товаров (+22%, 68 400 TEU), цветной руды и серного сырья (+21%, 14 300 TEU).

В части направлений перевозок в январе – апреле больше всего росли импорт (на 30%) и внутренние перевозки (на 8%), говорит заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Транзит контейнеров и перевозки на экспорт снизились на 4 и 2% соответственно. По оценке Савчука, импортные перевозки составляют 19% от всего объема перевозок грузов в контейнерах. Подавляющий объем импорта идет из Китая, а номенклатура грузов варьируется от бытовых товаров до запчастей и механизмов.

Внутренние перевозки составляют треть от всего объема перевозок в контейнерах, добавил Савчук. По подсчетам Юровой, в апреле контейнерные перевозки во внутреннем сообщении выросли примерно на 3,5% (месяц к месяцу). На момент публикации материала нет данных о динамике экспортных, импортных и транзитных контейнерных перевозок в апреле. Но, по мнению Юровой, данные за I квартал указывают на сокращение экспортных перевозок уже в марте на 10%.

По словам источников «Ведомостей» в компаниях-грузоотправителях, в том числе в металлургической отрасли, апрельское снижение перевозок в контейнерах связано с нарушением экспортных логистических цепочек на фоне западных санкций. Также оно обусловлено глобальными логистическими сложностями из-за очередного ковидного локдауна в Китае, который ограничивает возможность замещения поставок из стран, которые ввели санкции против России, добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По его прогнозу, в мае и июне прекратятся контейнерные перевозки из европейских стран – на протяжении апреля продолжали поступать контейнеры, которые ранее застряли в Европе. Тем не менее будет постепенно улучшаться ситуация с импортом из Китая, который был ограничен на фоне девальвации рубля, отметил Бурмистров. Этому будет способствовать и начало поставок по схеме параллельного импорта, считает аналитик.

Транзит контейнеров вряд ли сможет заместить выпавшие объемы, так как он тоже сокращается из-за исключения России из глобальных логистических маршрутов, считает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Внутренние перевозки, по его мнению, могут в некоторой степени поддержать динамику, но для этого самих контейнеров должно быть больше.

«С учетом сохранения сложностей с авиасообщением контейнерные перевозки будут иметь значительный потенциал для восстановления по мере адаптации логистики к новым условиям. Но в ближайшие месяцы снижение может продолжиться на фоне сокращения экономики и рисков иностранных компаний вследствие сотрудничества с резидентами РФ», – отметила Юрова.

«Ведомости» направили запросы в РЖД, крупнейшим контейнерным операторам и грузоотправителям.

Контейнерные перевозки будут иметь значительный потенциал для восстановления по мере адаптации логистики к новым условиям

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин