Золотодобывающая Petropavlovsk устроит распродажу активов из-за санкций
Предприятия компании оцениваются в $120–150 млнPetropavlovsk, входящая в пятерку крупнейших золотодобытчиков России, рассматривает возможность продажи активов из-за антироссийских санкций. Об этом компания сообщила 14 апреля.
Несколько пакетов ограничений против российских компаний, госструктур и бизнесменов были введены ЕС, Великобританией, США и поддержавшими их странами после начала специальной военной операции Вооруженных сил РФ на Украине 24 февраля 2022 г.
В сообщении компании поясняется, что из-за включения в британский санкционный лист Газпромбанка (ГПБ, крупнейший кредитор Petropavlovsk) компания лишилась возможности расплачиваться по кредитам. Petropavlovsk имеет в банке кредит на $200 млн и возобновляемую кредитную линию на $86,7 млн, предоставленную российским дочерним предприятиям. Санкционные ограничения уже не позволили провести два платежа – 25 марта на $560 000 и 28 марта на $9,5 млн.
По условиям кредитов ГПБ также приобретает 100% добытого компанией золота, что теперь запрещено санкциями Британии. Petropavlovsk ищет другие варианты продажи золота при согласии банка, говорится в пресс-релизе. «Ведомости» направили запрос в ГПБ.
Компания указывает, что сложившаяся ситуация также усложняет обслуживание евробондов. В мае Petropavlovsk должна выплатить $12,4 млн по выпуску еврооблигаций на общую сумму $500 млн, а в ноябре – погасить эти бумаги (сейчас в обращении остаются еврооблигации на $304 млн). Petropavlovsk имеет мало денежных ресурсов за пределами России, а в РФ действуют ограничения по переводу денежных средств за рубеж, отмечает компания. В релизе также указывается, что Банк России покупает золото по ценам ниже экспортных, что может негативно сказаться на свободном денежном потоке (FCF) Petropavlovsk.
В сложившейся ситуации золотодобытчик привлек консалтинговую компанию AlixPartners для анализа различных вариантов решения проблемы, среди которых «продажа всех долей компании в ее операционных дочерних предприятиях в ближайшие возможные сроки».
Компания Petropavlovsk зарегистрирована в Великобритании, но все ее производственные активы находятся в России, преимущественно в Амурской области. Основные – три горнодобывающих предприятия «Пионер», «Маломыр», «Албын» и Покровский автоклавно-гидрометаллургический комбинат (ПАГК). В 2021 г. компания сократила производство золота на 18% до 449 800 тройских унций. По данным Союза золотопромышленников России, по добыче золота (13,99 т) она занимает 4-е место в стране после «Полюса» (84,51 т), «Полиметалла» (34,96 т) и Kinross Gold (14,96 т). В 2022 г. Petropavlovsk ожидает снижения производства до 380 000–420 000 унций.
Крупнейшими акционерами Petropavlovsk являются «Южуралзолото» (29,19%), Prosperity Capital Management (9,97%) и Everest Alliance Limited (6,36%). Выручка компании за первое полугодие 2021 г. по МСФО составила $351,9 млн, чистая прибыль – $48,9 млн. Минеральная база компании на 31 декабря 2020 г. (последние доступные данные) в соответствии с JORC составляла 19,5 млн унций золота, запасы – 7,16 млн унций.
9 марта 2022 г. крупнейший акционер Petropavlovsk – «Южуралзолото» сообщило о планируемой сделке по продаже своего пакета группе компаний «Регион», но уже в начале апреля стороны отказались от нее. Великобритания 24 марта расширила санкционный список, включив в него ГПБ, активы которого в Великобритании должны заморозить. Банк приостановил все платежные операции в адрес британских контрагентов. Сама компания Petropavlovsk под санкции не попала.
В 2021 г. активность в сфере M&A в золотодобывающей отрасли проявляли Highland Gold Владислава Свиблова, которая договорилась о покупке 100% «Золота Камчатки», и УГМК Искандара Махмудова и Андрея Козицына – она подавала в ФАС ходатайство о приобретении золотодобытчика «Высочайший». В начале апреля 2022 г. Highland Gold договорилась о покупке российских активов канадской Kinross Gold. В январе 2022 г. USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров создал специализированную дочернюю компанию USM Gold для управления золотодобывающими активами.
Представитель «Полиметалла» отметил, что из активов Petropavlovsk компанию интересует лишь автоклав и она «готова рассматривать различные формы сотрудничества». Представитель Highland Gold отказался от комментариев. Другие крупные золотодобывающие компании не ответили на запросы «Ведомостей».
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, наиболее интересным для покупателей активом Petropavlovsk является ПАГК. Но, по мнению аналитика «Финама» Алексея Калачева, его компания «хотела бы продавать в последнюю очередь», поскольку это уникальное предприятие, крупнейший АГК в России (АГК есть также у «Полиметалла». – «Ведомости»). Поэтому речь скорее может идти о продаже месторождений, считает Калачев. Но в продаже месторождений по отдельности для Petropavlovsk мало смысла, так как теряется синергия с ПАГК, возражает эксперт «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Наиболее оправданный сценарий, по его мнению, продажа бизнеса целиком или продажа равных долей во всех ключевых активах. Если же рассматривать вариант с продажей отдельного актива, то первый кандидат – «Албын», так как флотационной установки там пока нет, а объемы добычи в 2022 г. ожидаются относительно низкие, указывает аналитик.
Всю компанию Гришунин из НРА оценивает в $120–150 млн. Покупателями могут стать непубличные компании, которые не ведут бизнес за пределами России, добавляет он. Но продавать бизнес на фоне удорожания добычи в мире не лучшая стратегия, считает аналитик. Поэтому более вероятна продажа долей «во избежание санкционных рисков для иностранных акционеров». «Теоретически компания могла бы также провести делистинг с LSE, выкупить акции с рынка, а затем зарегистрироваться в другой юрисдикции, например в специальном административном районе в Калининграде или на острове Русский (Владивосток) в России», – рассуждает Калачев. Но для этого ей потребуются кредитные ресурсы, а кредитора найти будет непросто, так же как и новых инвесторов, полагает он.
Вопрос продажи золота на рынке для Petropavlovsk, по сути, зависит от решения самого ГПБ, отмечает Пучкарев. По общему мнению экспертов, покупателем может также стать и другой российский банк – желающие найдутся. Но возможность изменения условий кредитов, предусматривающих продажу золота только ГПБ, либо перекредитования для золотодобытчика осложнена санкциями Британии, указывает Калачев.