Себестоимость автоперевозок в 2022 году может вырасти на треть
Это отразится и на ценах в магазинах, особенно на дешевых товарах массового спросаВ условиях санкций и ослабления рубля ситуация в отрасли автомобильных грузоперевозок становится критической, следует из письма уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову от Сообщества топ-менеджеров логистических компаний. «Ведомости» ознакомились с документом. Его подписали гендиректора компаний ПЭК, GLT, «Альтика М», СПАК и Dentro.
За последний месяц себестоимость транспортировки выросла на 10–12%, цена обслуживания грузовой техники – на 60%, а расходы транспортных компаний на автозапчасти и комплектующие – на 87%, указано в письме. До конца года рост затрат на обслуживание техники вырастет в 1,9 раза, прогнозируют участники рынка. Это произойдет в том числе в связи с приостановкой действия сервисных контрактов с авторизованными центрами зарубежных производителей грузовиков Volvo, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, MAN, поясняется в письме Титову.
Ранее перевозчики оплачивали техобслуживание и ремонт в авторизированных центрах раз в несколько месяцев. Теперь же всех перевели на предоплату. Это приводит к кассовым разрывам, а из-за увеличившихся сроков ремонта могут вырасти и сроки доставки, говорится в письме.
По итогам 2022 г. в транспортно-логистических компаниях прогнозируют рост себестоимости перевозки на 32%, что приведет к скачку цен на продукцию в магазинах.
Для поддержки отрасли компании просят ряд поблажек, в том числе до конца 2022 г. отменить транспортный налог и утилизационный сбор, освободить автоперевозчиков на три года от налога на прибыль (составляет 20%). «Отмена транспортного налога и утильсбора позволит снизить финансовую нагрузку при покупке техники, с учетом того что иностранные грузовики уже подорожали в 2 раза, а стоимость отечественных увеличилась на 60%», – пояснил «Ведомостям» заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
Президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков сказал «Ведомостям», что при обнулении налога на прибыль было бы логично продлить эту льготу до конца 2023 г. и ввести ее и для служб доставки и курьерских служб.
Компании также просят субсидируемые кредиты на пополнение оборотных средств, на лизинговые платежи и покрытие кассовых разрывов с нулевой ставкой. В письме Титову указано, что такие меры поддержки позволят сохранить в секторе не менее 90% рабочих мест и «высвободить денежные средства на ремонт и обслуживание автопарка». Просьбы компаний в письме также включают временную отмену системы весогабаритного контроля на дорогах и расширение номенклатуры товаров, на перевозку которых не распространяются сезонные ограничения по осевой нагрузке на региональных и местных дорогах.
Минимизировать издержки, считают автоперевозчики, поможет также закрепление ЦБ максимальной разницы между курсами покупки и продажи валюты. «Спред может достигать 20%, что накладывает дополнительную нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности и на организации, оплачивающие продукты и сервисы зарубежных партнеров в валюте», – пояснил гендиректор СПАК Александр Кибальников.
Как взлетят цены на перевозки
По оценкам ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, стоимость автоперевозок к концу года может вырасти на 10–20% в зависимости от региона. Он также сомневается, что предложенные меры поддержки будут одобрены властями. «В условиях сложной экономической ситуации и снижения доходов страны маловероятно, что власти согласятся на отмену налога на прибыль [для автоперевозчиков]. Возможно, что какие-то предложения все же будут поддержаны. Это поможет отрасли, но не остановит рост себестоимости перевозок, а скорее снизит его темпы», – говорит Баранов.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что к мерам, требующим наиболее оперативной реализации, относятся льготные кредиты на пополнение оборотных средств и выплату лизинговых платежей. «В условиях пересмотра ставок по лизингу из-за повышения ключевой ставки ЦБ (с 9,5 до 20%) финансовая нагрузка на перевозчиков фактически стала запретительно высокой, из-за чего вся отрасль оказалась в убытках», – отметил он. Бурмистров также считает маловероятной отмену весогабаритного контроля. «Расширение номенклатуры грузов, разрешенных к перевозке вне сезонных ограничений, давно назрело, особенно в свете развития федеральной сети автодорог и улучшения их состояния», – отметил эксперт.
Баранов добавил, что транспортным компаниям могли бы помочь меры поддержки на уровне регионов и муниципалитетов. Например, снижение или освобождение бизнеса на определенный период от земельного налога, ведь такие компании занимают большие участки (стоянки машин, гаражи, ремонтные зоны), пояснил он.
Митюков также считает целесообразным возобновление федеральной программы льготного лизинга колесных транспортных средств, необходимо включить логистические и автотранспортные компании в госпрограмму «ФОТ 3.0» (льготные кредиты на выплату зарплат).
Но существенно снизить себестоимость перевозок и цены конечной продукции на полках магазинов сейчас вряд ли возможно, говорят эксперты. «Скорее речь идет об оптимизации растущих расходов. Это поможет сдерживать цены товаров, в структуре стоимости которых транспортировка занимает значительную часть», – говорит Митюков. «Увеличение стоимости перевозки в наибольшей степени влияет на самые дешевые товары массового спроса», – отметил Баранов.
«Ведомости» направили запросы представителю Титова, в Минтранс, Минпромторг и крупнейшим ритейлерам России.