Российские перевозчики жалуются на экспроприацию фур на Украине

Ранее Киев официально объявил о «национализации» вагонов из России
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Более 140 российских грузовиков незаконно удерживаются на территории Украины, зафиксированы случаи конфискации транспортных средств (ТС). Об этом Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) сообщила в письме на имя статс-секретаря – замминистра иностранных дел России Евгения Иванова. «Ведомости» ознакомились с документом, опубликованным на сайте ассоциации. Аналогичные письма направлены АСМАП в Минтранс и Торгово-промышленную палату (ТПП).

В МИДе, Минтрансе и ТПП на момент сдачи материала не ответили на запросы «Ведомостей».

Источник в международном логистическом операторе подтвердил информацию о задержании российских фур на Украине. По его словам, машины партнеров компании «были остановлены». «АСМАП активно борется за права транспортных компаний и прилагает усилия к освобождению автомобилей и их водителей, которые сейчас также не могут покинуть территорию Украины», – сказал он «Ведомостям».

Покинуть Украину не могут и порядка 280 белорусских машин, передавало 14 марта белорусское информагентство «Белта». Кроме того, как писали «Ведомости» 15 марта, о национализации российских железнодорожных вагонов ранее официально объявила Украинская железная дорога.

Украинские власти руководствуются законом «О передаче, принудительном изъятии и получении имущества в условиях правового режима военного положения и чрезвычайного положения», подписанным 3 марта президентом страны Владимиром Зеленским. Также в письме АСМАП подчеркивается, что все фуры прибыли на Украину еще до начала специальной военной операции России, начавшейся 24 февраля.

По данным ассоциации, уже зафиксировано 34 случая «принудительного изъятия» российских грузовиков, в отношении еще 18 фур «процедура конфискации проводится в настоящее время».

В письме Минтрансу отмечается, что действия предприняты в отношении шести автопоездов, принадлежащих ГК «Д-транс» (названия других пострадавших перевозчиков не приводятся). В документе подчеркивается, что российские водители «остаются без крова, питания и денежных средств». «Если изъятие производится в пункте пропуска, они вынуждены пешком проходить на сопредельную сторону и искать хоть какую-то возможность вернуться домой, так как регулярное транспортное сообщение между государствами Европы и Россией в настоящее время отсутствует», – пишет гендиректор АСМАП Андрей Курушин.

В связи с этим ассоциация просит российские ведомства вмешаться в урегулирование ситуации и обратиться к участникам российско-украинских переговоров и в министерство инфраструктуры Украины «с просьбой об освобождении удерживаемого автотранспорта».

В отличие от белорусских российские ведомства пока не реагирует на данную ситуацию, отмечает источник «Ведомостей», близкий к АСМАП. Но ситуация с задержанием большегрузов и дальнобойщиков беспокоит региональные власти. Губернатор Брянской области Александр Богомаз направил письмо в Минтранс, МИД и Российский Красный Крест с просьбой помочь вернуть с Украины российских водителей и автопоезда с грузами, сообщается на сайте правительства региона. На 15 марта на Украине находились 53 водителя и 55 автопоездов автоперевозчиков из Брянской области. 

Участники рынка, опрошенные «Ведомостями», оценивают суммарный ущерб российских перевозчиков в 4–7 млн евро (исходя из оценки стоимости автотранспорта) без учета стоимости груза и ущерба, нанесенного водителям. 

Вернуть автотранспорт и грузы или получить за них компенсацию будет сложно, говорят юристы. Партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов напоминает, что на Украине введено военное положение. «Этот режим наделяет органы государственной власти исключительно широкими полномочиями», – подчеркивает он. При этом, по словам юриста, часть гарантированных конституцией, законами и международными соглашениями прав и свобод, включая право собственности, «может быть ограничена».

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов добавляет, что при получении страховых выплат собственники также столкнутся с трудностями, поскольку страховки зачастую не распространяются на форс-мажорные обстоятельства (такие, как военные действия). Обращения в МИД и иные правительственные органы, тем более российские, также не дадут результата, считает Данилов. Они просто не в силах повлиять на действия украинских властей, говорит юрист.

По мнению Горбунова, перевозчики могут попробовать добиться компенсации стоимости изъятого имущества после прекращения военного положения на Украине. Собеседник «Ведомостей» в международном логистическом операторе добавляет, что часть европейских компаний приостановили продажи и деятельность в России, что привело к снижению грузопотока в направлении ЕС. «Многие поставщики из Европы отказываются оформлять грузы на экспорт, т. е. товар готовы отдать, а провести таможенные формальности не хотят. А рост потребности в транспорте из России в Европу привел к нехватке ТС и росту тарифов на перевозку вдвое», – отмечает он. 

Российские дальнобойщики также сталкивались с агрессией за рубежом: фурам с российскими и белорусскими номерами разбивали стекла, разрисовывали краской, скручивали регистрационные номера, водителей выгоняли со стоянок и отказывали в техническом обслуживании, добавляет собеседник «Ведомостей».

«В пункте пропуска Кукурыки – Козловичи между Польшей и Белоруссией, самом крупном в Европе, пропускная способность уменьшилась до 26% от необходимой. Польская сторона усилила досмотры автомобилей, более 70% из них отправляют на рентген. Все это замедляет процесс прохождения границы, ведет к росту затрат на организацию перевозки и снижению оборачиваемости ТС», – рассказывает источник в одной из логистических компаний. Кроме того, с 11 марта в пункте пропуска Козловичи митингующие с флагами Украины стали блокировать движение транспорта с российскими и белорусскими номерами, ссылаясь на то, что в фурах находятся санкционные товары. По этому вопросу 14 марта АСМАП также обращалась с письмом в МИД России.