Американские компании отказываются от драгоценных камней из России

Это может усугубить дефицит на рынке и вызвать очередной скачок цен на 20–25%
В России более 90% добычи алмазов приходится на «Алросу»
В России более 90% добычи алмазов приходится на «Алросу» / Андрей Гордеев / Ведомости

Американская ювелирная компания Tiffany & Co (принадлежит концерну Moet Hennessy Louis Vuitton, LVMH) отказывается от российских алмазов и бриллиантов. «Tiffany приостанавливает покупку российских неограненных алмазов, а также бриллиантов российского происхождения вне зависимости от того, где они были огранены», – заявил 25 марта представитель компании (цитата по MarketWatch).

Запрет распространяется на камни, добытые в России с 21 марта 2022 г. Компания поручила поставщикам прекратить закупку российских необработанных алмазов массой от 0,18 карата от имени Tiffany и разделять российские и нероссийские мелкие бриллианты (весом менее 1/5 карата), уточняло Bloomberg. Американская компания не сообщила, будет ли покупать алмазы, добытые до 21 марта, которые находятся в процессе огранки, и будут ли в ее магазинах продаваться российские камни, произведенные до установленной даты.

Ранее, 11 марта, президент США Джозеф Байден подписал указ о запрете импорта из России алмазов непромышленной категории, т. е. используемых в ювелирной отрасли. Эта мера вошла в пакет санкций, принятых США из-за проведения Россией военной операции на Украине. Но этот запрет не распространяется на бриллианты, огранка которых была произведена за пределами России. Ранее от бриллиантов из России уже отказалась американская ювелирная компания Signet Jewelers, а онлайн-продавец украшений Brilliant Earth убрал со своего сайта все товары российского происхождения.

В России более 90% добычи алмазов приходится на «Алросу» (добыча в 2021 г. – 32,4 млн каратов, продажи с учетом накопленных запасов – 45,5 млн каратов). Вторым по размеру производителем является «АГД даймондс». По данным «Алросы», ее доля в мировой добыче составляет около 30%. По оценке консалтинговой компании Bain & Company, добыча алмазов в мире в 2021 г. составила 116 млн каратов, доля «Алросы» на мировом рынке – 28%, ровно столько же, как и у корпорации De Beers.

При этом «Алроса» большую часть алмазов продает в необработанном виде: в 2021 г. выручка от продажи бриллиантов составила лишь 5%, или $192 млн, при общей выручке в $4,2 млрд. Крупные аукционы по продаже алмазов проходят в Антверпене (Бельгия), Дубае (ОАЭ), Нью-Йорке (США), Гонконге, Мумбаи (Индия) и Рамат-Гане (Израиль). Огранка порядка 90% алмазов производится в Индии. Крупнейшим в мире потребителем ювелирных украшений с бриллиантами являются США, на которые, по оценкам экспертов, приходятся 40–45% мирового спроса.

В конце февраля 2022 г. «Алроса» попала в санкционный список США. На этом фоне в начале марта компания приостановила ежемесячную публикацию данных о продажах.

Сейчас на рынке алмазов наблюдается дефицит сырья. По прогнозу Bain, мировая добыча алмазов не сможет достичь уровня допандемийного 2019 года в ближайшие пять лет («Ведомости» писали об этом 7 февраля). Запасы алмазов в конце 2021 г., по данным Bain, достигли абсолютного минимума за всю историю наблюдений (проводятся компанией с 2010 г.) – около 29 млн каратов. При этом в 2022 г. спрос на алмазы и бриллианты продолжает расти. По прогнозу Bain, спрос в ближайшие 2–3 года будет увеличиваться на 2–4% в год – вдвое быстрее, чем производство.

Дефицит алмазного сырья поддерживает высокие цены. В 2021 г. алмазы, по данным Bain, подорожали на 21%, бриллианты – на 9%. В 2022 г. цены продолжают расти. 27 марта 2022 г. индекс цен на алмазы IDEX превышал 155 пунктов против 140 пунктов в январе 2022 г. и 122 пунктов в марте 2021 г.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, сейчас в структуре мирового спроса на бриллианты доля США составляет около 45%, еще 30% приходится на Китай. По его словам, географическая структура продаж у «Алросы» (по странам регистрации клиентов) выглядит следующим образом: Бельгия – 39%, Индия – 23%, ОАЭ – 22%, Россия – 8%, Израиль – 6%, прочие страны – 2%. Он напоминает, что среди крупнейших международных ритейлеров, торгующих бриллиантами, помимо американских Tiffany & Co и Signet Jewelers, которые вынуждены прекратить покупки бриллиантов российского происхождения, есть также китайские. Это базирующиеся в Гонконге Chow Tai Fook Jewellery Group и Chow Sang Sang. Другая крупнейшая торговая компания расположена в Индии – Kiran Jewellers. «Санкционные риски по китайским и индийским компаниям сейчас относительно невелики», – добавляет Бурмистров.

Продажи «Алросы» алмазного сырья напрямую в США, если они вообще ведутся, невелики, добавляет независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. Главными рынками сбыта алмазов для российской компании, по его словам, являются Бельгия, ОАЭ, Индия и Китай. Поэтому ключевой проблемой для «Алросы» может стать прекращение закупок американскими ювелирными домами обработанных драгоценных камней – бриллиантов, считает он. Это неминуемо отразится на поставках алмазов в Бельгию: по оценке Хазанова, доля бриллиантов российского происхождения в структуре экспорта из Бельгии в США составляет не менее $1 млрд в год. Поэтому отказ Tiffany и других американских покупателей от продукции из России, по его оценкам, может привести к падению выручки «Алросы» примерно на 20%.

«Российская компания сможет перенаправить дополнительные объемы алмазов на рынки ОАЭ, Индии или Китая, но на это потребуется время: на пересмотр действующих контрактов с контрагентами из этих стран и поиск новых покупателей может уйти не менее полугода», – считает Хазанов. К тому же новые покупатели могут попросить более низкие цены на сырье.

Решение властей США и американских компаний может усугубить дефицит на рынке алмазов, считают эксперты. Уровень запасов алмазов у добывающих компаний сократился, а у переработчиков к началу 2022 г. снизился до исторического минимума, напоминает Бурмистров. При этом уровень спроса продолжает превышать объемы добычи, отмечает он. «В сочетании с высоким уровнем инфляции и геополитической нестабильностью, которые могут привести к кратковременному увеличению спроса в 2022 г., санкции против «Алросы» усилят дисбаланс на рынке и станут фактором роста цен», – говорит эксперт.

Не ясно, за счет чего Tiffany и Signet Jewelers будут компенсировать выпадающие объемы поставок из России, добавляет Хазанов. Ни африканские, ни австралийские, ни канадские производители полностью заместить их в обозримой перспективе вряд ли смогут, говорит он. На этом фоне цены на алмазы и бриллианты, по его оценкам, могут вырасти минимум на 20–25%.

Представитель «Алросы» отказался от комментариев.