BP не торопится уходить из проектов «Роснефти»
Британская компания не исключает улучшения политической ситуации и снятия санкций, полагают экспертыБританская энергокомпания BP, 27 февраля заявившая о намерении выйти из проектов «Роснефти» и капитала российской компании, пока не предпринимает активных действий. Более того, BP продолжает выдвигать представителей в наблюдательные органы своих СП с «Роснефтью». 11 марта она сообщала о намерении сменить в совете директоров «Харампурнефтегаза» (BP принадлежит 49%, компания занимается разработкой Усть-Харампурского месторождения в 600 км от Салехарда, ЯНАО) Стивена Раймера на вице-президента BP по разведке и разработке Афгана Хусейнова («Ведомости» видели копию номинации).
По словам источника, близкого к одному из акционеров «Роснефти», BP до сих пор не инициировала никаких процедур по выходу ни из капитала «Роснефти», ни из состава акционеров СП. «BP остается акционером «Роснефти» и продолжает взаимодействовать со своим российским партнером в рамках действующего акционерного соглашения», – подчеркнул он. Кроме того, британская компания продолжает взаимодействовать с «Роснефтью», в том числе покупать сырье и выполнять контрактные обязательства.
«Роснефть» и BP на запросы «Ведомостей» не ответили.
О решении выйти из проектов «Роснефти» и продаже российских активов 27 февраля сообщил совет директоров BP. В качестве причины такого решения называлось начало специальной военной операции на Украине. Агентство Bloomberg со ссылкой на главу BP Бернарда Луни сообщало, что этот шаг повлечет финансовые потери, сумма списания может достичь $25 млрд.
Как из России ушел западный нефтесервис
После начала специальной военной операции на Украине и усиления санкционного режима об уходе из России заявили крупные западные нефтесервисные компании. Швейцарская Weatherford International стала последней нефтесервисной компанией «большой четверки», объявившей о прекращении инвестиций и внедрения технологий в РФ. Ранее аналогичные заявления сделали Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes.
BP принадлежит 19,75% «Роснефти», в IV квартале 2021 г. BP от участия в ее капитале получила прибыль в размере $555 млн. BP также принадлежат доли в трех СП в России: «Таас-Юрях нефтегазодобыча» (20% участия), «Ермак нефтегаз» (49% участия) и «Харампурнефтегаз». Кроме того, компании сотрудничают в продаже нефтепродуктов, технологий и цифровизации, а также охране окружающей среды. В России под брендом BP работает сеть АЗС, оператором которой является «Роснефть». В 2021 г. компании сообщили о сотрудничестве в сфере водорода.
По оценке генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, промедление BP связано с нежеланием компании выходить из проектов в России. Он подчеркнул, что для своих иностранных акционеров компании приходится придерживаться актуальных политических трендов. «До обострения ситуации таким трендом для BP была зеленая сделка (European Green Deal, программа ЕС по снижению выбросов парниковых газов и отказу от ископаемого топлива. – «Ведомости»), компания многократно подчеркивала приверженность концепции углеродной нейтральности, однако не останавливала углеводородные проекты. Сейчас же она испытывает сильное политическое давление, с которым ей приходится считаться», – отметил аналитик. Симонов также добавил, что у BP могут возникнуть технические сложности с выходом из проектов с «Роснефтью» из-за соответствующего президентского указа, анонсированного премьер-министром Михаилом Мишустиным еще 1 марта (об ограничениях на выход иностранных инвесторов из российских активов. – «Ведомости»). По мнению эксперта, это позволит BP остаться в России, а для своих иностранных инвесторов объяснить это решение ограничениями, введенными правительством России. Симонов напомнил, что пока британская компания ограничилась лишь отказом от дивидендов от проектов с «Роснефтью».
«Сейчас BP не предпринимает никаких явных шагов и ожидает, что политическая ситуация начнет улучшаться», – полагает эксперт.
Но партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов отметил, что сейчас юридических препятствий для выхода из российских проектов у BP нет. По его словам, вопрос упирается в нецелесообразность такого шага для британской компании, которой придется продавать активы в России с существенными потерями. «Предположу, что заявление о выходе компании из проектов «Роснефти» сделано для успокоения либерально настроенных политических масс и элит в Великобритании, чтобы продемонстрировать солидарность компании с общим трендом», – отметил эксперт.
О том, что BP сейчас занимает выжидательную позицию, заявляет и стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. «Несмотря на публичные заявления об уходе из России, ни BP, ни другие зарубежные партнеры «Роснефти» пока не предприняли никаких практических шагов по сворачиванию бизнеса», – подчеркнул он. Суверов, как и Симонов, полагает, что иностранные компании ожидают скорого улучшения геополитической ситуации и снятия санкций. «С учетом заявлений российских властей вернуться на российский рынок потом смогут не все. А проектов с такой эффективностью на мировом энергетическом рынке больше нет. Мейджоры по-прежнему возлагают надежды на российский рынок, и в инвесторов это, безусловно, вселяет оптимизм», – добавил он.