Европейские порты и контейнерные линии прекращают работу с Россией
Сокращение конкуренции приведет к росту ставок у оставшихся игроковМинистерство транспорта Великобритании 1 марта объявило о закрытии портов Соединенного Королевства для всех судов, связанных с Россией, из-за военной спецоперации на Украине. Об этом в своем твиттере написал министр Грант Шэпс. По его словам, Великобритания сыграет свою роль в ограничении экономических интересов России и привлечении к ответственности российского правительства.
«В этих условиях минтранс не считает целесообразным заходы российских судов в порты Великобритании», – отметил он. По существу, британские порты не будут предоставлять доступ судам, которые принадлежат или зафрахтованы российскими компаниями, зарегистрированы под флагом РФ или относятся к людям, попавшим в санкционные списки. Шэпс также анонсировал появление дополнительных санкций против российского судоходства.
Первой предложила закрыть европейские порты для российских судов Испания. 27 февраля об этом заявил глава МИД королевства Хосе Мануэль Альбарес в интервью радиостанции Radio Nacional de España. По словам министра, его решение поддержали и другие страны, которые он не назвал.
А вечером 1 марта Европарламент единогласно принял антироссийскую резолюцию, в которой, в частности, было требование «закрыть порты ЕС для российских судов» и «отказать в доступе во все порты ЕС судам, последний или следующий порт захода которых находится в РФ, за исключением случаев, когда это необходимо по обоснованным гуманитарным причинам» (цитата по ТАСС). 1 марта о запрете заходов российских судов в порты страны сообщила Канада.
По словам источника «Ведомостей» в стивидорной компании, нидерландская таможня закрыла экспорт и транзит товаров в Россию. Аналогичное решение приняла и Германия, а Бельгия, возможно, примет это решение в ближайшее время, отмечает он.
Эта информация подтверждается и в официальном сообщении датской судоходной компании Maersk. В нем говорится, что перевозчик ожидает значительных задержек в доставке контейнеров, из-за того что Нидерланды, Бельгия и Германия задерживают суда, следующие в Россию, в поисках запрещенных товаров. Это может привести к непредсказуемым последствиям в операционной деятельности и сбоям в глобальных цепочках поставок, предупредила компания. Затем Maersk объявила о приостановке приема заявок на отправки в/из России.
По данным Ассоциации морских портов России, грузооборот морских портов России в 2021 г. увеличился на 1,7% до 835,2 млн т. Из этого объема на экспорт пришлось 660,9 млн т (на 2,2% больше, чем в 2020 г.), на импорт – 40,5 млн т (+10,8%), на транзит – 64,2 млн т (+4,1%). При этом на порты Балтийского бассейна пришлось 252,8 млн т грузов (рост на 4,7% к 2020 г.), на Азово-Черноморский бассейн – 256,8 млн т (+1,9%), на Дальний Восток – 224,3 млн т (+0,6%). Крупнейшими портами по перевалке были Новороссийск (142,8 млн т, +0,7%), Усть-Луга под Петербургом (109,2 млн т, +6,5%), порт Восточный в Приморье (77,7 млн т, +0,4%), Большой порт Санкт-Петербург (62,0 млн т, +3,6%), Мурманск (54,5 млн т, -3%), Приморск в Ленинградской области (53,0 млн т, +7,5%).
В Черное море судовладельцы направляют суда крайне неохотно, говорит генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Из-за высоких рисков страховая премия за заход в Черное море, по его словам, выросла в 2 раза. В Азовском море действует запрет на работу гражданских портов с 24 февраля по 2 марта и вряд ли они откроются в этот день, считает он.
За последние несколько дней сократилось и количество морских контейнерных и паромных линий, которыми можно доставить груз в Россию или из нашей страны через порты Санкт-Петербурга и Новороссийска. Maersk 1 марта приостановила прием заказов на перевозку контейнеров в/из России из-за влияния санкций на безопасность деятельности компании, сообщил перевозчик. Решение не распространяется на доставку товаров первой необходимости, таких как продукты питания, медицинское оборудование и гуманитарные грузы, уточнила компания. До этого приостановить прием заказов в России решила и швейцарская MSC. Совокупная доля двух крупнейших мировых морских перевозчиков на российском рынке составляет не менее 40%.
Ранее в феврале еще несколько контейнерных линий сообщили о прекращении приема заказов на перевозку контейнеров: сервисы Hapag-Lloyd и ONE – на всю Россию, Yang Ming – на Новороссийск.
Руководитель департамента мультимодальных перевозок международной транспортно-логистической компании «Траско» Денис Моисеев отмечает, что помимо логистических издержек усложнилась ситуация во взаиморасчетах в долларах США. Это одна из основных валют почти по всем направлениям морских перевозок в мире. Последствием этих проблем, по его словам, станет в первую очередь сокращение количества потенциальных морских перевозчиков. Также не исключен и спекулятивный рост ставок морских перевозок, что является фактором, усугубляющим кризис в контейнерной отрасли, говорит Моисеев.
«Остаются порты Дальнего Востока и российские судоходные компании, [работающие] как по этому направлению, так и в Мурманске и Архангельске, а вместе с ними и китайские судоходные линии. Если потребуется – сменим перевозчиков и логистические маршруты, чтобы избегать заходов в порты Европы, в которых уже начались сложности», – рассуждает он.
Аналитик «Финама» Наталия Пырьева отметила, что Россия является крупным торговым партнером не только Азии, но и Европы. Она считает, что европейские власти будут не готовы понести расходы, необходимые для компенсации соответствующих потерь. «Россия будет нагружать маршруты в Азию, которая тоже заинтересована в развитии торговых отношений с российской стороной. Избежать существенных расходов из-за простоев и перенаправления грузов не получится, но в среднесрочной перспективе пути на прибыльные маршруты в Азию, вероятно, будут найдены», – резюмировала она.
«Ведомости» направили запросы в Минтранс и правительство.