Цены на нефть и газ взлетели на фоне спецоперации на Украине
Геополитика стала основным стимулом подорожания энергоресурсовНа фоне введения антироссийских санкций из-за военной спецоперации на Украине спотовые цены на газ в Европе резко выросли. По данным электронной биржи ICE, 28 февраля на голландском хабе TTF цена апрельского (ближайшего) фьючерса на газ выросла более чем на 30% до $1490 за 1000 куб. м. Также отмечен скачок цен на нефть. На бирже ICE стоимость апрельского фьючерса эталонного североморского сорта Brent поднималась до $105 за баррель, американского сорта WTI – до $98 за баррель, рост составил около 5%.
В подземных хранилищах газа (ПХГ) Европы, по данным Gas Infrastructure Europe на 26 февраля (последние актуальные данные), находилось около 31 млрд куб. м (уровень заполненности – 29,5%). По оценкам «Газпрома» от 28 февраля, с начала отопительного сезона из европейских ПХГ было отобрано 47 млрд куб. м – весь объем, закачанный в летний период 2021 г. В сообщении российской компании также говорится, что для восстановления запасов газа к отопительному сезону 2022/23 г. Европе потребуется закачать такие объемы газа, которые ранее за один летний период не поступали никогда. Заполненность ПХГ на Украине также на низком уровне. По оценкам «Газпрома», на 26 февраля объем запасов газа снизился до 10,3 млрд куб. м. «Это на 44% (на 8,1 млрд куб. м) ниже, чем в прошлом году, и на 5 млрд куб. м меньше, чем на дату начала закачки в апреле 2021 г.», – подсчитала российская компания.
«Газпром» еще 25 февраля подтверждал, что поставка газа через Украину в Европу осуществляется в полном объеме, предусмотренном действующим долгосрочным контрактом (40 млрд куб. м в год, 109 млн куб. м в сутки). 24 февраля через Украину в ЕС было прокачано 84,8 млн куб. м, 25-го – уже 110,8 млн куб. м, а 26-го (последние актуальные данные) – 109,5 млн куб. м.
Но не ясно, будет ли продолжаться сотрудничество «Газпрома» с Европой после начала беспрецедентной санкционной атаки на Россию. Сейчас ЕС активно ищет способы отказаться от поставок энергоресурсов из России. Министр экономики Германии Роберт Хабек уже говорил, что Берлин разрабатывает законопроект об обязательном заполнении ПХГ. Министры энергетики стран – членов ЕС намерены провести экстренное заседание Совета по энергетике, в ходе которого планируют рассмотреть вопросы обеспечения ЕС энергоносителями, сообщала 27 февраля министр комплексных экологических преобразований Франции Барбара Помпили.
Также из-за антироссийских санкций и давления правительств европейских стран российские проекты стали покидать иностранные инвесторы. 27 февраля о решении продать свой пакет в 19,75% акций в «Роснефти» сообщила британская BP. Российская компания сообщила, что «BP подверглась беспрецедентному давлению как со стороны регулятора, так и со стороны своих акционеров». А 28 февраля о решении выйти из совместных проектов с «Роснефтью» и прекратить новые инвестиции в Россию сообщил совет директоров норвежской Equinor (ранее – Statoil).
Руководитель международной практики КПМГ Антон Усов считает, что цены на энергоресурсы растут из-за дефицита предложения и из-за геополитики. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров подчеркивает, что традиционные рыночные факторы, такие как увеличение спроса, дефицит запасов в ПХГ, отражаются на росте цен, но это вторичный фактор. По его мнению, сейчас рынок реагирует в первую очередь именно на обострение геополитической ситуации и на последовавшие за этим санкции против России. «Сейчас в отношении энергетики серьезных санкций не вводится, но для рынка выход из российских проектов крупных иностранных инвесторов, таких как BP и Equinor, особенно показателен», – заключил он.
Цены на газ растут из-за рисков дальнейшей эскалации конфликта на Украине, так как они могут повлечь за собой сокращение объемов поставок газа из РФ в Европу, полагает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Компенсировать это сокращение будет сложно или даже вовсе невозможно – в зависимости от масштабов», – подчеркнул эксперт. Гривач добавил, что теплый февраль и аномально высокие спотовые цены сократили спрос и отбор газа из ПХГ, однако отопительный сезон продлится еще 30–40 дней, а запасов в ПХГ остается крайне мало.