После ковидного 2020 года авиаперевозки стали популярнее поездов
Этому помогли дешевые авиабилеты, повышение доступности аэропортов и субсидииОбъемы пассажирских авиаперевозок в России обогнали трафик на железнодорожном транспорте в крупных городах России, следует из опубликованных 10 декабря расчетов Центра экономического прогнозирования Газпромбанка (ЦЭП ГПБ). Например, авиатрафик в Калининграде, Махачкале, Минеральных Водах, Владивостоке, Мурманске, Новосибирске и Екатеринбурге за 10 месяцев 2021 г. превысил количество пассажиров дальнего следования (150 км и более) из этих городов в доковидном 2019 году, когда оно достигало пиковых значений.
Так, пассажиропоток аэропорта «Храброво» (Калининград) в этом году в 8,5 раза выше, чем на вокзалах города в 2019 г. В Махачкале и Минводах авиатрафик выше в 4,5 раза, во Владивостоке и Уфе – в 2,1 раза, в Мурманске – в 1,7 раза, в Новосибирске – в 1,6 раза. Также превысили допандемийный трафик дальнего следования аэропорты Сочи, Сургута, Краснодара, Екатеринбурга, Астрахани, Анапы, Красноярска, Оренбурга и Казани.
«Если сравнить пассажиропоток в Москве, то аэропорты в 2021 г. обслужат столько же пассажиров, сколько составил поток на железнодорожных вокзалах в пиковом 2019 году, – пишут аналитики ЦЭП ГПБ. – Приближается к соотношению 1:1 по трафику и Санкт-Петербург». Из городов-миллионников трафик на вокзалах пока выше авиаперевозок в Омске, Воронеже, Нижнем Новгороде.
Абсолютных значений ЦЭП ГПБ не приводит. Но, по данным Росавиации, «Храброво» за январь – октябрь обслужило 3,4 млн пассажиров, тогда как вся Калининградская железная дорога (входит в РЖД) за этот же период – 83 900 пассажиров в дальнем следовании. Через аэропорт Махачкалы с января по октябрь 2021 г. прошло 1,7 млн человек, через вокзал города в 2019 г. – 464 400 человек. Аэропорт Минвод обслужил 2,7 млн человек, городской вокзал – 730 000 (в 2019 г.). Для Владивостока это соотношение 1,5 млн против 834 000, для Уфы – 3,4 млн против 1,9 млн пассажиров, для Новосибирска – 5,6 млн человек против более 4 млн пассажиров поездов. «Ведомости» направили запрос в Федеральную пассажирскую компанию РЖД.
Авиатрафик восстанавливается в России в 1,6 раза быстрее железнодорожного, подсчитали в ЦЭП ГПБ. По данным РЖД, если в январе – октябре 2019 г. перевозчик обслужил 99,3 млн пассажиров в дальнем следовании, то за этот же период в 2021 г. обслужено на 20% меньше – 79,5 млн. Трафик РЖД еще не достиг допандемийных показателей. Зато авиатрафик активно восстанавливается за счет перелетов по России: с января по октябрь на внутренних рейсах было перевезено почти столько же пассажиров, сколько на поездах, – 75 млн. Это на 59,1% больше, чем на внутренних авиалиниях в 2020 г., и уже на 21% больше, чем в 2019 г.
Одной из причин такого тренда стали дешевые авиабилеты по сравнению с продолжающимся ростом цен на билеты на поезда, считают в ЦЭП ГПБ. «За пять лет на железнодорожном транспорте тариф на пассажиро-километр в среднем вырос на 15%, причем в основном за счет индексации в плацкартных вагонах. За то же время стоимость полета на самолете практически не изменилась на фоне роста конкуренции между авиакомпаниями за пассажиров», – уточняют аналитики.
Тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных вагонах сегодня регулирует ФАС, ежегодно индексируя их на уровень не выше инфляции. В январе 2021 г., например, цены автоматически выросли на 3,7%. Стоимость перелета в эконом-классе в России в 2021 г., наоборот, снижается: в III квартале она была на 11% ниже, чем в 2019 г., и составила 5433 руб. на 1000 км. По данным НИФИ Минфина, цены на авиаперелеты по ряду направлений сохраняются даже на уровне 2017 г. «Ведомости» направили запрос в Росстат о динамике цен на поездку в плацкартном вагоне.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ключевым драйвером роста авиаперевозок сегодня являются авиакомпании-лоукостеры – в России это «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»). «Также позитивное влияние оказывают повышение доступности аэропортов и сокращение времени поездки до аэропорта как за счет расширения доступности такси, так и за счет строительства новых станций метро в Москве», – считает он. Летом 2022 г. в России появится еще один лоукостер – Citrus, который принадлежит S7 Group семьи Филевых. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, Citrus может стать еще одним «ценовым раздражителем, который заставит авиакомпании отказаться от существенного повышения тарифов».
Пантелеев также отметил, что пассажиропоток перераспределяется на авиацию за счет открытия новых прямых направлений между регионами. Люди хотят летать без пересадки в Москве, добавил эксперт. Он напомнил и о субсидиях на межрегиональные авиарейсы и перевозки в труднодоступные районы. В 2022 г. на них выделят около 27 млрд руб. (на субсидирование поездок на ж/д транспорте – 8,5 млрд руб.). «Сегодня кроме этого обсуждаются вопросы субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок. Это не самый большой сегмент с точки зрения количества пассажиров, но он актуален для некоторых регионов», – добавляет Пантелеев.
Эксперт подчеркнул, что некорректно делать выводы о полной смене лидера в межрегиональном сообщении в России на основе лишь приведенной выборки. Калининград в наземном сообщении отделен от России, поэтому железнодорожное сообщение на фоне субсидирования авиаперевозок очевидно менее привлекательно, считает Пантелеев. А Новосибирск и Екатеринбург – это крупнейшие в стране региональные авиахабы, при этом они не выполняют такой же роли в железнодорожном сообщении.
Бурмистров из «Infoline-аналитики» добавляет, что конкуренция РЖД и авиаперевозчиков за пассажира выгодна прежде всего самим пассажирам: авиакомпании снижают цены, а РЖД повышает уровень комфорта за счет нового подвижного состава.