Авиакомпании в 2021 году получат 70–80 млрд рублей убытка
Основные причины – дорогой керосин и дешевые билетыОперационные убытки российских пассажирских авиакомпаний по итогам 2021 г. составят 70–80 млрд руб., прогнозирует Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят все крупнейшие перевозчики страны. Прогнозом с «Ведомостями» поделился вице-президент АЭВТ Борис Шокуров.
В пандемийном 2020 году операционные убытки пассажирских авиакомпаний составили рекордные 197,3 млрд руб., а совокупный убыток всех авиакомпаний, включая грузовые, – 133 млрд руб.
«В первом полугодии [2021 г.] операционные убытки составили около 54 млрд руб.», – уточнил Шокуров. По его словам, не оправдались и надежды на III квартал. «Он, как правило, компенсировал убытки предшествующих периодов, т. е. покрывал убыток I квартала и еще что-то оставалось на четвертый», – пояснил вице-президент АЭВТ. IV квартал традиционно убыточен для авиакомпаний, напомнил Шокуров.
По его словам, в III квартале сохранялись ограничения на высокодоходные международные рейсы, а тарифы на полеты внутри страны были ниже уровней допандемийного 2019 года. По данным Росстата, стоимость перелета в эконом-классе в III квартале 2021 г. была на 11% ниже, чем в 2019 г., и составила 5433 руб. на 1000 км.
Как отмечает младший партнер Bain & Company Сергей Зайцев, на ряде дальних направлений (например, Барнаул, Омск, Новосибирск и др.) текущая стоимость перелета в одну сторону составляет от 3000 до 6000 руб. Такая цена билета не позволяет авиакомпаниям покрыть переменные расходы – на топливо, обслуживание пассажиров на борту, зарплаты экипажа или обслуживание самолета в аэропорту, говорит эксперт.
«С пиковыми ценами на авиакеросин хорошего мало», – добавил Шокуров. Негативное влияние на отрасль подорожавшего топлива отмечает и Зайцев: «В ноябре средняя стоимость авиакеросина достигла 60 000 руб. за тонну, что на 30% превышает значения начала года». По словам эксперта, в условиях жесткой конкуренции перевозчики не могут переложить эти расходы на пассажиров.
По прогнозу АЭВТ, пассажиропоток в 2021 г. составит 105–107 млн пассажиров. Это на 16–17% ниже, чем в 2019 г., но на 55% больше, чем в прошлом году. Близкий прогноз давал и Минтранс – 105 млн человек по итогам года. За 10 месяцев 2021 г. российские авиакомпании перевезли 94,6 млн пассажиров, что на 59% больше, чем годом ранее, но на 14% меньше, чем в 2019 г., по данным Росавиации. При этом внутренний авиатрафик – 75,4 млн пассажиров – уже на 21% превзошел уровень допандемийного года, но международные перевозки пока на 60% ниже – лишь 19 млн человек в январе – октябре этого года.
В 2020 г. большую часть убытков авиакомпаний по РСБУ сгенерировал «Аэрофлот», ранее активнее конкурентов работавший на международных линиях, – 96,5 млрд руб. «Уральские авиалинии» показали убыток около 6 млрд руб., S7 Airlines – 5,2 млрд руб., авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») – 4 млрд руб.
В этом году «Аэрофлот», на который, согласно данным Росавиации, в январе – октябре 2021 г. пришлось 19% пассажирских авиаперевозок в России, также ожидает убытка по итогам года, сообщал гендиректор компании Михаил Полубояринов. Перевозчик получил прибыль по РСБУ только в III квартале – 2,9 млрд руб. Это позволило сократить убыток с 26 млрд руб. по итогам полугодия до 23 млрд за три квартала 2021 г.
Utair удалось выйти на небольшую прибыль в отчетности по РСБУ еще по итогам первого полугодия – 15 млн руб., за 9 месяцев показатель вырос до 1,99 млрд руб. «Уральские авиалинии» за первое полугодие 2021 г. получили 2 млрд руб. прибыли (отчет за III квартал еще не опубликован). Представитель компании сообщил «Ведомостям», что и по итогам года ожидается прибыль, но «о ее размере говорить преждевременно». В интервью РБК гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов ранее говорил о возможной прибыли по итогам года в размере 5 млрд руб.
Представитель S7 отказался от комментариев «Ведомостям», компания еще не раскрывала финансовые показатели в этом году. Представитель «России» также отказался от комментариев.
Лоукостер «Аэрофлота» «Победа», единственная авиакомпания, оказавшаяся в плюсе и в 2020 г., будет прибыльной и по итогам текущего года. За полгода перевозчик показал прибыль по МСФО в 2,5 млрд руб., за девять месяцев 2021 г. – 5,97 млрд руб.
Ситуация несколько лучше, чем в прошлом году, но авиакомпаниям по-прежнему очень тяжело, заметил аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «Существенную поддержку перевозчикам оказал внутренний рынок, где спрос очень быстро восстановился. Но среди факторов, которые по-прежнему негативно влияют на финансы авиакомпаний, – отсутствие многих международных рейсов, неритмичность [появления] новых рейсов, а также резкий рост цен на топливо», – говорит он.
По мнению Зайцева, низкий сезон, в который сейчас вступают авиакомпании, скорее всего, приведет к значительным убыткам авиаотрасли по итогам 2021 г. «Сегодня рост стоимости авиатоплива и переизбыток емкостей на внутреннем рынке являются основными факторами, которые негативно влияют на финансовое состояние авиакомпаний», – поясняет он.