Михаилу Фридману и его партнерам не удалось купить производителя сырков «Б.Ю. Александров»
Владельцы не согласились продавать бизнес за $50 млнДействие оферты А1 (инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и партнеров) о приобретении долей в ГК «Ростагроэкспорт» для разрешения корпоративного спора завершилось, сообщил «Ведомостям» ее управляющий партнер Андрей Елинсон. По его словам, часть совладельцев группы проявила интерес к оферте компании, но ее исполнение возможно лишь при достижении общего согласия со стороны всех участников спора.
«Ростагроэкспорт» основали в 1995 г. Борис Александров, Юрий Изачик и Леонид Микиртумов. В группу входит три производственные площадки – в Подмосковье, Саратове и Калининграде, указано на сайте группы. Ежедневно она перерабатывает 800 т молока и выпускает более 250 наименований продукции, в том числе творожные сырки, сметану, творог и т. д. Самый известный бренд группы – «Б.Ю. Александров». В прошлогоднем рейтинге крупнейших переработчиков, составленном Национальным союзом производителей молока, группа заняла 15-е место с выручкой 10,9 млрд руб. (+16% год к году).
Об оферте собственникам «Ростагроэкспорта» А1 объявила в начале октября: она хотела выкупить доли всех совладельцев «Ростагроэкспорта» по одинаковой цене, которую не раскрывала. «Коммерсантъ» со ссылкой на источник приводил оценку бизнеса в $50 млн. Ее подтвердил «Ведомостям» человек, знакомый с предложением А1. Предложение, как сообщала компания, было сделано Изачику и пяти представителям менеджмента. До сентября 2021 г. 100%-ным владельцем «Ростагрокомплекса» (основная производственная компания группы), по данным «СПАРК-Интерфакса», был Изачик. Затем по 17% долей перешли топ-менеджерам Сергею Бабаченко, Валентине Кшенниковой, Галине Макаровой, Марине Резниковой и Нелли Храпуновой, а у самого Изачика осталось 15%. А1 также сделала оферту и наследникам Александрова (он умер в ноябре 2020 г.) – Ольге, Екатерине, Константину Александровым и Наталье Кокоте. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», доли в «Ростагрокомплексе» у Александрова не было. У них действительно нет долей, но есть другие активы – права на бренды «Б.Ю. Александров» и «Ростагроэкспорт», объясняет человек, знакомый с предложением А1.
Сделка с компанией Фридмана и его партнеров могла сорваться из-за судебных разбирательств вокруг компании.
Так, Изачик в октябре этого года обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Бабаченко, Кшенниковой, Макаровой, Резниковой и Храпуновой. Он пытается признать недействительным договор дарения, согласно которому он передал им 85% долей в «Ростагрокомплексе». По этому иску суд принял обеспечительные меры: запрещено отчуждать принадлежащие им доли, передавать их в доверительное управление, заключать любые сделки т. д.
Обеспечительные меры могли стать основной причиной, почему А1 не сможет купить бизнес компании, говорит советник Orchards Вадим Бородкин. Но он считает, что такой крупный игрок вряд ли откажется от идеи получить контроль над компанией и, скорее всего, он предварительно договорится сразу с несколькими участниками текущего конфликта о приобретении у них активов в будущем. А1 продолжит следить за развитием ситуации вокруг «Ростагроэкспорта» и «остается открытой для предложений со стороны всех заинтересованных лиц», говорит Елинсон.
В интервью Forbes Изачик рассказывал, что на протяжении многих лет был единственным владельцем «Ростагрокомплекса», а прибыли между сооснователями – Александровым и Микиртумовым распределялись по неформальному соглашению. Александров, по его словам, получал около 70% прибыли, остальные 30% распределялись между Изачиком и Микиртумовым. После смерти Александрова он договорился с топ-менеджерами, что у него будет доля 15% во вновь созданной холдинговой компании, говорил он. «Я им подарил 85% из своих 100%, а они свое обещание не выполнили: их доли в других компаниях так и остались на них», – говорил он.
В конце октября стало известно, что Изачик объявлен в федеральный и международный розыск. Претензии к нему связаны со статьей о принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения (пункт в части 2 статьи 179 УК), указано на сайте Тверского суда Москвы. Изачику вменяют принуждение к отказу от дарения части его доли в компании, сообщал Forbes. Его адвокат Светлана Мальцева говорила, что он находится на лечении в США. От комментариев «Ведомостям» по поводу уголовного дела и переговоров с А1 она отказалась. Запрос в «Ростагроэкспорт» остался без ответа.
«Ростагроэкспорт» является безусловным лидером на рынке глазированных сырков в России, говорит управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев. В последние пять лет выручка группы стабильно росла, а в 2020 и 2021 гг. рост продаж в ритейле превышал 20%. При правильной стратегии у компании есть хороший потенциал войти в топ-10, а на рынке традиционной молочной продукции даже в топ-5 лидеров, считает Груздев.
Даже если одна из сторон права, контрагенты, банки, кредиторы вряд ли будут спокойно дожидаться разрешения конфликта и могут попытаться разорвать отношения с компанией, предупреждает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. В такой ситуации падение успешной империи может произойти достаточно быстро с существенными рисками как для самой компании, так и для ее владельцев и управленцев. Консолидация спорящих и не согласных между собой участников спора могла бы помочь сохранить бизнес, резюмирует Зинченко.