Послабления для рекламы винодельческой продукции не коснутся коньяка и бренди

В этой товарной категории у России есть конкуренты в Евразийском экономическом союзе
Петр Ковалев / ТАСС
Петр Ковалев / ТАСС

«Ведомости» ознакомились с поправками к законопроекту Минпромторга, который разрешает продвигать и продавать винодельческую продукцию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на специальных ярмарках. Из них следует, что коньяк, бренди и виноградная водка, которые по закону тоже относятся к винодельческой продукции, не смогут принимать участие в таких мероприятиях. Представитель Минпромторга подтвердил «Ведомостям», что эту продукцию в новой редакции предлагается исключить, но причину не объяснил. Поправки ко второму чтению в закон о регулировании алкогольного рынка и закон о рекламе одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности 18 октября, сообщала ранее газета «Известия». Это подтвердил «Ведомостям» человек, близкий к разработчикам проекта. Пресс-служба правительства на вопросы не ответила.

Реклама спиртного запрещена в России практически полностью. Алкоголь с содержанием спирта свыше 5% можно продвигать в местах розничной продажи, согласно закону о регулировании алкогольного рынка. Кроме того, допускается реклама российского вина в печатных СМИ (кроме первой и последней страницы), по телевизору и радио по ночам, а также на выставках пищевой и ресторанной отраслей.

Проводить ярмарки российской винодельческой продукции по всей стране предложил Минпромторг, а в июле 2020 г. Госдума приняла проект закона об этом в первом чтении. Такие мероприятия смогут проходить в нестационарных торговых объектах, там можно будет дегустировать и приобретать вина из ЕАЭС (при условии, что виноград выращен в стране союза).

Коньяк, бренди, виноградная водка по закону относятся к винодельческой продукции, напоминает руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев. Их исключение из законопроекта, вероятно, связано с тем, что это крепкий алкоголь. Согласовать послабления для его продвижения было бы сложнее, поскольку власти строже относятся к ограничениям для такой продукции, рассуждает он.

По словам Ставцева, ярмарки с дегустациями в большей степени важны именно для вина – во многих винных странах они помогают продавать и продвигать этот напиток. Особенно это важно для небольших фермеров, говорит он. Они не работают с крупными торговыми сетями и, как правило, не занимаются производством крепкого спиртного.

Гендиректор «Фанагории» (производит вина и коньяк из российского винограда) Петр Романишин согласен, что для вин подобные мероприятия более актуальны: это не крепкий напиток и является частью гастрономической культуры той местности, где проводятся ярмарки и дегустации. А коньяк «несет риски с точки зрения количества выпитого и адекватности поведения», считает он. Исполнительный директор Союза производителей коньяка Дмитрий Чернев не согласен: коньяк – это такая же винодельческая продукция, никакой опасности она не несет, добавляет он.

Ставцев напоминает, что в России на рынке коньяка и бренди существенную долю занимает Армения (тоже член ЕАЭС) и, возможно, российские власти не хотят способствовать ее популяризации. Производство коньяка в России в 2020 г. сократилось на 12% до 8,1 млн дал, по данным Росалкогольрегулирования. При этом импорт коньяка и бренди тоже снизился, но на 7% до 4,5 млн дал. 70% импорта, или 3 млн дал, приходится на продукцию из Армении. Доля российского напитка в потреблении составляет свыше 60%, а армянского коньяка – около 20%, по расчетам «Ведомостей». Крупными поставщиками также являются Грузия (свыше 700 000 дал) и Франция (486 000 дал).