Сборка «Байкалов» для замены Ан-2 переносится на Дальний Восток

Новый самолет станет ближе к главному заказчику – дальневосточной «Авроре»
Сергей Карпухин / ТАСС
Сергей Карпухин / ТАСС

Новый легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» для местной авиации могут начать собирать на Дальнем Востоке вместо Екатеринбурга, сообщили «Ведомостям» два источника на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА, разработчик «Байкала») и подтвердили в Минпромторге.

Для этого в Комсомольске рядом с территорией авиазавода КнААЗ (на нем собирают SSJ100 и военные самолеты) хотят построить новый сборочный цех, в котором и организуют серийную сборку «Байкалов», а также учебно-тренировочный центр, рассказал источник. Площадка под «Байкал» будет юридически и фактически отделена от производства истребителей Су-35С и Су-57, хотя для испытаний «Байкала» могут использовать аэродром авиазавода (Дземги), пояснил собеседник газеты. По словам источника «Ведомостей» в УЗГА, сроки сертификации и стоимость самолета из-за переноса сборки в Комсомольск не изменятся.

«Такое предложение действительно обсуждается с Минвостокразвития, однако никаких окончательных решений на этот счет нет. Сейчас мы проводим оценку всех факторов и анализируем целесообразность реализации инициативы», – сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. От дальнейших комментариев в министерстве отказались. Представители Объединенной авиационной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), УЗГА и правительства Хабаровского края на вопросы «Ведомостей» не ответили. Сейчас прорабатывается финансово-экономическое обоснование для переноса производства, рассматривается возможность включения проекта в периметр территории опережающего развития (ТОР), сказал «Ведомостям» представитель Минвостокразвития.

ЛМС-901 «Байкал» разрабатывался по заказу Минпромторга в 2019–2021 гг. 100%-ной «дочкой» УЗГА компанией «Байкал инжиниринг». Инвестиции государства в проект составили 1,25 млрд руб. В базовом варианте самолет рассчитан на перевозку девяти пассажиров. Как обещал глава Минпромторга Денис Мантуров на заседании президиума Госсовета 19 октября, самолет получит сертификат типа с возможностью перевозки до 14 человек. По оценке ГосНИИ гражданской авиации, спрос российских эксплуатантов на самолеты вместимостью 9–19 мест составит 360 единиц до 2025 г. и 600 – до 2030-го. Предполагается, что «Байкал» заменит в России парк устаревших «кукурузников» Ан-2, коих осталось около 300 штук в состоянии летной годности.

Президент Владимир Путин поручил выделить на продвижение российских самолетов около 600 млрд руб. в 2022–2024 гг., следует из поручений президента, утвержденных в конце сентября, о которых сообщали «Ведомости». Эти средства пойдут на развитие и поставки SSJ100, МС-21, Ил-114 (все модели ОАК) и «Байкала».

УЗГА был структурой «Ростеха», но в апреле 2018 г. завод вышел из состава госкорпорации. Сейчас, по данным СПАРК, 75% завода принадлежит владельцу «НК банка» Виктору Григорьеву. Но конечными бенефициарами завода источники называют Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. Им же принадлежит чешская Aircraft Industries, по лицензии которой на УЗГА и собирают L-410. Кроме него УЗГА выпускает беспилотные комплексы «Форпост-Р» для ВС России и легкие учебные самолеты DA42 по лицензии австрийской Diamond Aircraft.

Сейчас существует всего один опытный образец нового «Байкала». Он был представлен на авиасалоне МАКС летом. «Байкал» должен быть сертифицирован в 2023 г., тогда же планируется начать серийное производство и передать первые самолеты эксплуатантам, говорил Мантуров на заседании Госсовета. Стоимость одного самолета, согласно техзаданию заказчика, не должна превышать 120 млн руб.

Перенос сборки в Комсомольск – это попытка руководителей дальневосточных регионов создать собственные предприятия в регионе, говорит источник «Ведомостей» на одном из авиастроительных предприятий. Он напомнил, что создание ТОР в Хабаровском крае активно продвигал экс-губернатор региона Вячеслав Шпорт. «Изначально задумывалось привлечь частных инвесторов для запуска производства под нужды уже существующих местных предприятий – авиазавода КнААЗ (принадлежит ОАК), Амурского судостроительного завода или Комсомольского НПЗ. Затем думали привлечь хотя бы кого-то. Путешествие было долгим, наконец нашли», – говорит собеседник газеты.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что изначально «Байкалы» планировали собирать в Улан-Удэ, а основным заказчиком должна была стать дальневосточная авиакомпания «Аврора». Собирать самолет в Улан-Удэ было бы дорого, говорил представитель УЗГА. Организовать сборку рядом с будущим заказчиком логично, к тому же ТОР предполагает льготы для резидентов, отмечает Пантелеев. Основная задача УЗГА – уложиться в заданную Минпромторгом цену самолета, поэтому они ищут площадку с минимальными накладными расходами, объясняет он.

Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» должна получить первые два «Байкала» уже в 2023 г. Всего до 2025 г. ей должны поставить 10 таких самолетов, следует из графика поставок, утвержденного Минпромторгом.

Директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий соглашается с Пантелеевым. При сборке в Комсомольске появляется возможность организовать более эффективную техподдержку «Байкалов» при эксплуатации, не требующую перегона самолетов местных воздушных линий через полстраны, поясняет эксперт. А капзатраты по проекту могут оказаться даже ниже, чем при сборке в Екатеринбурге, за счет размещения производства в рамках ТОР, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Но гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что создание новых мощностей на Дальнем Востоке осложняется серьезным дефицитом рабочей силы и логистическими проблемами при поставках комплектующих. Реализация такого проекта с нуля, даже если это будет крупноузловая сборка, займет не менее полутора лет, а стоимость самолета неизбежно вырастет, полагает эксперт. Сроки сертификации в 2023 г., если речь идет о модификации с чешским турбовинтовым двигателем General Electric H80-200, выглядят реалистичными, но если речь идет об отечественном двигателе ВК-800, то модификация с ним, вероятнее всего, появится не ранее 2025 г., отмечает Бурмистров.