До 2024 года на российские самолеты надо найти до 600 млрд рублей
Источником средств станут федеральный бюджет, ФНБ и «Ростех»Правительство до 1 декабря должно подготовить план мероприятий по проектам гражданского авиапрома до 2030 г., следует из поручений президента Владимира Путина, утвержденных 30 сентября (документ есть у «Ведомостей»). Поручения даны по итогам совещания, состоявшегося на авиасалоне МАКС-2021 еще в июле. Мероприятия плана будут утверждены в рамках нового федерального проекта.
Источник «Ведомостей» в госструктурах подтвердил подлинность документа. Представитель «Ростеха» (входящая в госкорпорацию Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разрабатывает и производит основные гражданские самолеты в РФ) не стал комментировать документ, но сообщил, что правительству действительно даны поручения, «направленные на поддержку гражданского авиастроения и спроса на воздушные суда отечественного производства». В пресс-службе правительства отказались комментировать документ.
План по разработке и продвижению российских самолетов (Superjet, МС-21, Ил-114, «Байкал») должен предусматривать снижение уровня зависимости от импортных комплектующих. Также правительство должно обеспечить платежеспособный спрос на авиатехнику в России и за рубежом, следует из документа. «[Предусмотреть] заключение контрактов в 2021–2022 гг. на российскую технику <...> обеспечив размер лизингового платежа и ставок поддержания летной годности на суда не выше, чем у иностранных аналогов», – цитируется в документе поручение Путина.
«Лизинговый платеж на SSJ100 в таком случае должен быть на уровне до $180 000 в месяц (желательно в рублях), по МС-21 – до $300 000 в месяц», – считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «По рынку, без субсидий, платеж по договору финансового лизинга на МС-21 составил бы примерно $475 000 в месяц, если самолет будет стоить $50 млн», – говорит ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов ВШЭ Андрей Крамаренко.
Согласно поручениям, «Ростех» должен обеспечить мощности по выпуску МС-21 в объеме не менее 26 шт. в 2025 г., не менее 50 шт. – в 2026 г., не менее 72 шт. – в 2027-м и последующие годы, говорится в документе. Мощности по выпуску SSJ100 должны быть не менее 20 шт. в 2023 г., по Ил-114-300 – не менее 12 шт. в 2025 г., по «Байкалу» – 30 шт. в 2025 г. Президент также поручил уложиться в сроки сертификации этих самолетов: МС-21 с иностранным двигателем должен получить российский сертификат типа до конца 2021 г., с российским ПД-14 – не позднее декабря 2022 г. Ил-114 должен получить сертификацию не позднее марта 2023 г., «Байкал» (ЛМС-901) с иностранным двигателем – до декабря 2022 г., с российским – через год. Ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что с российским двигателем МС-21 будет сертифицирован в 2023 г.
70 самолетов
и 430 вертолетов должно быть произведено в России до 2030 г. согласно планам Минтранса
Поставки SSJ100 стартовали в 2011 г., в прошлом году ОАК поставила в компании 12 самолетов этого типа, в 2019 г. – восемь (тогда поставки упали до минимальных значений). Ранее поставки доходили до 30 шт. в год (в 2017 г.). Всего российские авиакомпании эксплуатируют более 100 SSJ100, остальные упомянутые в поручениях модели пока на рынок не выведены.
Также правительству поручено предусмотреть создание системы послепродажного обслуживания российских самолетов, обеспечить их эксплуатационную надежность и исправность (не ниже 75%), наращивать экспорт самолетов (без конкретных сроков). План также должен предусматривать компенсации в случае роста стоимости самолетов из-за замены иностранных комплектующих российскими, а также постепенное снижение с 2025 г. себестоимости судов и стоимости их обслуживания при увеличении объемов выпуска.
На цели плана будет направлено до 318 млрд руб., следует из документа. Из них 80 млрд руб. «Ростех» получит от РФ в виде имущественного взноса для направления в ОАК. Еще 238 млрд руб. до 2024 г. должно прийти из федерального бюджета и за счет выпуска «Ростехом» займов или облигаций с субсидированием части купонного дохода и/или процентной ставки. Госкорпорация из этой суммы должна обеспечить не менее половины, т. е. от 119 млрд руб. Кроме того, на продвижение уже собранных самолетов будет выделено из ФНБ в 2022–2024 гг. до 279 млрд руб. под 1,5% годовых на 20 лет.
Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что все дополнительные бюджетные ассигнования, запрошенные министерством, уже одобрены и включены в бюджет на 2021 г. и в проект бюджета на 2022– 2024 гг., а вопрос выделения средств из ФНБ прорабатывается с Минэкономразвития и Минфином.
Эти инициативы далеко не новы, указывают эксперты авиарынка, отмечая, что в сбалансированности программы возникают сомнения. Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что программу производства МС-21 логичнее было бы сократить по объему с 72 до 48–54 шт. в год. «Опыт прошлого десятилетия показывает, что среднегодовой темп поставок среднемагистральных узкофюзеляжных Boeing 737 и Airbus A320/A321 составлял 50–60 шт. При этом у российских эксплуатантов уже законтрактованы новые самолеты Airbus, поэтому часть будущего спроса все равно останется за иностранцами», – говорит Пантелеев. Выпуск «Байкалов» также нужно сократить, а вот 20 SSJ100 и 12 Ил-114 произвести реально, добавляет он. Сахнова из «ВТБ капитала» считает, напротив, что под заявленные объемы производства SSJ100 и МС-21 уже существуют заказы.
Комментируя планы по экспорту российских самолетов, Пантелеев замечает, что для начала важно завоевать авторитет продукта за рубежом, «а на это могут уйти годы». В 2019 г. два последних эксплуатанта SSJ100 за рубежом – ирландская Cityjet и мексиканская Interjet – отказались от этих самолетов. Сахнова более оптимистична. «Если создать станции техобслуживания и склады запасных частей, то нарастить экспорт реально. С продвижением сразу двух моделей – и МС-21, и SSJ100 – будет проще, ведь очень дорого создавать склады только для одного типа самолета», – говорит она.
Вопросы вызывает и заявленный уровень исправности парка в 75% – он очень заниженный, говорит источник «Ведомостей» в авиакомпании – эксплуатанте SSJ100. Уровень исправности в 60–70% у «Суперджета» был примерно в 2018 г., с тех пор он вырос до 90%, говорит собеседник. Сахнова из «ВТБ капитала» утверждает, что в среднем от половины до двух третей парка SSJ100 сегодня может быть неисправно, но точной статистики нет.