15 млн тонн угля застряло на подходах к дальневосточным портам
Инфраструктура не справляется на фоне резкого роста экспорта, считают экспертыОколо 15 млн т угля не вывозится с Дальнего Востока по причине проблем с железнодорожным сообщением, заявил 19 октября вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев в ходе совещания по вопросу развития портовой инфраструктуры в Хабаровском крае. «Инвесторы несут убытки в силу разрыва между возможным объемом перевозок по железной дороге и возможной отгрузкой в портах. Портовые мощности используются не полностью. «Российским железным дорогам» надо ускорить работу», – подчеркнул он. Трутнев назвал медленный темп строительства железнодорожной инфраструктуры «основным сдерживающим фактором» и обратил внимание на проблему синхронизации железнодорожных и портовых проектов. Он также упомянул проблему с вывозом грузов в адрес порта Ванино – Советская Гавань.
По данным Минтранса, провозная способность Восточного полигона (БАМ и Транссиб) по итогам 2020 г. – 144 млн т, из которых более 100 млн т – уголь. На эти 144 млн т полигон должен был выйти после первого этапа проекта развития в 2021 г., второй этап – до 180 млн т к 2024 г. Согласно транспортной стратегии РФ до 2030 г., пропускную способность Восточного полигона планируется поэтапно увеличить до 240 млн т к 2035 г.
Представитель РЖД сообщил «Ведомостям», что все работы выполняются «в строгом соответствии с паспортом и сроками реализации проекта, утвержденными правительством». По его словам, до конца 2021 г. будет достигнута провозная способность участка от Комсомольска-сортировочного до Ванина в 43,3 млн т в год. «Мощности вводятся на протяжении всего года, и такой объем станет возможным пропустить только с 2022 г.», – говорит он. В соответствии с паспортом второго этапа проекта, провозная способность участка увеличится до 81,8 млн т в IV квартале 2024 г.
Сколько портов есть у России на востоке
На Дальнем Востоке 19 морских портов общей мощностью перевалки на начало 2021 г. 289,4 млн т в год. Согласно Реестру морских портов, в Хабаровском крае пять портов: Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Их грузооборот за 2020 г. составил 47,8 млн т (105% к уровню 2019 г.), а за девять месяцев 2021 г. – 37 млн т (103% к аналогичному периоду 2020 г.).
По итогам 2020 г. в направлении Ванино-Совгавани перевезено 32,5 млн т грузов, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 г., до начала строительства. За девять месяцев 2021 г. перевезено 23 млн т (минус 4% к уровню января – сентября 2020 г.). «Отставание связано как с чрезвычайной ситуацией в Забайкалье в августе, повлекшей перерыв в движении на Транссибе, так и с нестабильной работой портов, фактическая перерабатывающая способность которых часто ниже нормативной», – сказал представитель РЖД. По итогам года в случае стабильной работы портов и наличия грузов РЖД прогнозирует превышение прошлогодних параметров, говорит он.
В угольных и портовых компаниях на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Источник в СУЭК сообщил «Ведомостям», что из названных 15 млн т объема 4 млн т – грузы компании, значительная их часть из Бурятии. «Такая ситуация становится причиной снижения загрузки наших портов: за 2021 г. ожидаем перевалку 20 млн т, при том что мощность терминала составляет 24 млн т в год», – говорит он. Собеседник «Ведомостей» добавил, что убытки компании вследствие этого будут очень серьезными, но цифру не назвал.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров считает, что 15 млн т, о которых говорил Трутнев, могут быть углем с новых проектов в Хакасии, Якутии и Туве. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что эта цифра сравнима с объемами, которые могли бы быть отправлены на экспорт «Колмаром» после запуска терминала в Ванине мощностью 1 млн т в месяц в сентябре 2020 г., а также объемами «Эльгаугля», который планирует добыть в 2021 г. 18 млн т, а отправка на экспорт за девять месяцев составила около 10 млн т.
По данным РЖД, погрузка угля в порты в январе – сентябре 2021 г. выросла на 12,8%, превысив 137,3 млн т. Более половины – 71,4 млн т (+2,8%) – отправлено в адрес портов Дальнего Востока. За этот период экспорт угля из регионов Дальнего Востока вырос на 82,6% до 20,5 млн т. «Эльгауголь» нарастил отправку на экспорт по железной дороге в 5,34 раза до 9,94 млн т, «Ургалуголь» (СУЭК) – на 47,9% до 3,84 млн т, «Колмар» – на 31,6% до 2,82 млн т. «Якутуголь» снизил экспорт на 14% до 2,3 млн т.
При этом портовики также активно расширяют мощности. Например, в Ванине «Ванинотрансуголь» (ГК «Колмар») строит терминал для коксующихся углей из Южной Якутии, в 2020 г. введен комплекс для перевалки 12 млн т в год, в 2023 г. мощности будут увеличены до 24 млн т. Компания вложила 37,8 млрд руб. из запланированных 49 млрд руб. Инвесторы пользуются преференциями режима свободного порта, статус его резидентов в Хабаровском крае имеют 22 предприятия с инвестпрограммами на 156 млрд руб. Общий объем инвестиций в портовую инфраструктуру – 151,6 млрд руб., вложено более 41 млрд руб.
Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев, ссылаясь на данные Минтранса, отметил, что объем грузооборота вырос в 2020 г. в 10 портах Дальнего Востока из 12, при этом наибольший объем пришелся на Восточный (77 млн т), Ванино (34 млн т), Находку (27 млн т) и Владивосток (25 млн т). В перевозках Дальнего Востока доминирует экспорт – 87%.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин говорит, что проблемы при поставках угля в азиатском направлении традиционно возникают к зиме, сказывается растущий спрос перед отопительным сезоном в Китае, Корее и Японии, а также смерзание угля в вагонах. В связи с этим дорога физически не имеет возможности обслужить перевозку около 15–20 млн т угля в год, и этот объем либо идет в Азию западным путем, либо остается на складах. В первую очередь страдают мелкие поставщики, отмечает генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов. «Сейчас [при высоких мировых ценах] выгодно везти уголь любого качества, но через год-два, после стабилизации цен на уголь, часть низкокачественного угля марок Г и Д уйдет с дороги сама собой, так как возить их будет нерентабельно», – сказал Гришунин.
По словам представителя РЖД, имеет место определенная рассинхронизация портовых и железнодорожных проектов, которая связана с отсутствием взаимных обязательств между инвесторами транспортной инфраструктуры по соблюдению целевых параметров работы. По его мнению, для закрепления обязательств целесообразно заключать договоры take-or-pay («бери или плати»), что позволит избежать создания профицитных мощностей и существенно снизит риски необеспечения капитальных вложений будущими доходами.
Григорьев добавил, что развитие перевалочных мощностей дальневосточных портов, соотнесенное с планами добывающих компаний, «традиционно опережает развитие пропускной способности подводящих железных дорог». Управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов говорит, что имеющиеся и строящиеся портовые мощности для угля на Дальнем Востоке еще в 2020 г. заметно превышали экспорт.
Еще одной проблемой для вывоза угля стал локальный дефицит вагонов. По словам эксперта Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарида Хусаинова, при наличии общего профицита полувагонов в отдельных регионах массовой погрузки могут возникать локальные дефициты. Кроме того, по его словам, часть вагонов во время коронакризиса были не задействованы, их плановые ремонты были отложены, а сами вагоны стали источником запасных деталей. Источник на операторском рынке подтвердил, что «спрос на вагоны сейчас и в самом деле колоссальный». Осложняется ситуация тем, что по сервисным контрактам со стороны грузоотправителей идет «перезаказ», отмечает собеседник «Ведомостей». «Вагоны им направляются, но они не грузятся, потому что согласованных планов РЖД на них нет», – пояснил он.