Транспортный сектор может выйти на доковидный уровень ближе к 2024 году
Наибольший удар пандемия нанесла по пассажирскому сегментуТранспортный сектор неравномерно выходит на доковидный уровень 2019 г., стабилизации отрасли стоит ожидать ближе к 2024 г., считают эксперты, опрошенные «Ведомостями». При этом наибольший удар пандемия нанесла по пассажирскому сегменту.
По словам заместителя руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, по итогам 2020 г. перевозки пассажиров всеми видами транспорта снизились почти на 30%, наиболее существенно в авиации – на 45,8%. По данным Росавиации, число высокомаржинальных международных перелетов в 2020 г. падало на 76%, а их доля упала с 43 до 19%. В январе – августе 2021 г. пассажиропоток вырос на 62% до 70,9 млн человек. По данным аналитиков «Национального кредитного рейтинга» (НКР), в 2021 г. объем пассажирских авиаперевозок вырастет на 45–50% по сравнению с 2020 г., но преимущественно за счет внутреннего трафика. Восстановление на международных направлениях прогнозируется к 2024 г.
Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что пассажирские перевозки в мире ограничиваются локдаунами, которые закрыли границы, и экономическими сложностями, которые разорвали кооперационные цепочки, сократили платежеспособный спрос на перевозки. Первый фактор, по его словам, считался относительно краткосрочным, но его влияние еще существенно, а второй на фоне первого малозаметен, но его влияние будет «более длительным». Внутренние перевозки, по его словам, стали драйвером восстановления для российских авиакомпаний. В сентябре, по предварительным данным Росавиации, перевозки восстановились на 96% от докризисного уровня, замечает Пантелеев: «Конечно, это произошло за счет внутренних линий».
Перевозки пассажиров на сети ОАО «РЖД» в 2020 г. сократились на 27,4% – слабее, чем в среднем по отрасли (дальнее следование падало на 46%, пригородное – на 28%). С начала 2021 г. дальние перевозки уже выросли на 37,6% до 72,3 млн человек. Но международные перевозки сейчас идут только с Белоруссией.
В дальнем следовании в РФ в сентябре 2021 г. перевозки увеличились на 12,9% по сравнению с тем же месяцем 2020 г. до 7,7 млн человек. Но это на 21,6% меньше, чем в том же месяце 2019 г. В пригородном сообщении число пассажиров в сентябре снизилось к 2020 г. на 4% до 84,6 млн человек, за 9 месяцев с начала года выросло на 20,7% до 716,1 млн человек.
По итогам года РЖД ожидает восстановления перевозок в дальнем следовании не ниже уровня в 80% к 2019 г., это 83,9 млн пассажиров. По прогнозам ЦППК (пригородная компания, работающая в центре России), количество пассажиров к концу 2021 г. будет больше на 15%, чем в 2020 г., но на 12% меньше, чем в 2019 г. С января по сентябрь ЦППК перевезла более 384,6 млн пассажиров, в тот же период 2020 г. – около 329,3 млн. «Большая часть работодателей перевели сотрудников на удаленный режим. Кроме того, снизилась мобильность льготных категорий граждан», – говорит представитель ЦППК.
В ближайшее время полного восстановления пассажирских перевозок по железной дороге ожидать не стоит, считает Слободяник из ИПЕМа. «В процессе выхода из пандемии часть потенциальных пассажиров уже привыкли к онлайн-деятельности, в том числе к дистанционной работе. Востребованность пассажирского транспорта объективно сократилась», – считает эксперт. Но, по мнению аналитиков НКР, железнодорожный сектор сможет вернуться к докризисному уровню уже в 2022 г.
Грузы не заражаются
Но грузоперевозки были устойчивее: их общий объем снизился в 2020 г. всего на 6% до 7,8 млрд т, отмечают аналитики НКР. Ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «Даксер» Владимир Френтий отмечает, что те компании и отрасли, которые стали развивать грузоперевозки, восстанавливаются быстрее. «В 2020 г. мы уже были свидетелями того, как многие авиакомпании переоборудовали пассажирские лайнеры под перевозки коммерческих грузов в период полного локдауна», – говорит эксперт. За 2020 г. российские авиакомпании перевезли на 4% больше грузов по сравнению с 2019 г. – 1,164 млн т, по данным Росавиации. В 2020 г. возникали и новые форматы перевозок – рейсы cargo-only («Россия»), грузопассажирские рейсы.
В 2021 г. наблюдается постепенное восстановление железнодорожных грузоперевозок. По итогам девяти месяцев погрузка на сети РЖД выросла на 3,7% к уровню 2020 г. и уже находится на уровне доковидного 2019 года. РЖД ожидает роста погрузки в 2021 г. на 3,3% к уровню 2020 г., а в 2022 г. – на 2,2% к 2021 г.
Автомобили остаются одними из наиболее востребованных видов транспорта для грузоперевозок, даже несмотря на очереди на границах, говорит начальник отдела аналитики компании Stalogistic Алина Багинская. В России в 2020 г. они упали на 5,9% по сравнению с 2019 г. до 5,4 млрд т, следует из материалов Росстата. Объемы автоперевозок (65% всех грузов) в январе – июне 2021 г. остались практически на уровне того же периода 2020 г. и несколько снизились по сравнению с 2019 г. Но, по данным биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в первом полугодии было на две трети больше заявок на перевозки по РФ, чем годом ранее, и на 55% больше, чем в первой половине 2019 г. Основные драйверы – онлайн-торговля, рост объемов доставки товаров повседневного спроса, расширение географии (увеличение дальности) и повышение скорости доставки, считают аналитики НКР.
Транспорт не будет прежним
По словам начальника отдела отраслевой экспертизы «Открытие Research» Натальи Куртасовой, восстановились в первую очередь либо перевозки массовых грузов, либо грузы, востребованные во время пандемии (например, срочные перевозки медицинских грузов или e-commerce). Медленнее будут восстанавливаться те, где влияют пандемийные ограничения, например пассажирские перевозки.
По мнению основателя и генерального директора логистической платформы Cargotogo Владимира Павловского, полного восстановления транспортной отрасли при условии, что антиковидных ограничений будет все меньше, стоит ожидать не ранее чем в 2023–2024 гг. «Существенным фактором роста стало бурное развитие интернет-торговли, именно это 20% участников рынка логистики отмечают в качестве позитивного влияния пандемии, – говорит он. – В основном это компании, вовремя сделавшие ставку на развитие цифровых сервисов приема и обработки заказов, автоматизацию и анализ больших данных».
По словам руководителя отдела маркетинга RedExpress Натальи Жуковой, во всем мире наблюдается увеличение объемов производства и потребительской активности, но индустрия оказалась не готова к тому, что рост превысит «допандемийный» уровень. Она добавляет, что появились сложности, связанные с дефицитом водителей, повышением стоимости логистики, пробками на границах и нехваткой контейнеров. Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов считает, что транспортная отрасль, какой мы ее привыкли видеть до пандемии – с акцентом на логистику just-in-time, с фокусом на снижении расходов, с большим выбором поставщиков, – уже не восстановится. Определенная стабильность, по его мнению, может наступить не ранее ближайших двух-трех лет.