В правительстве поручили заняться обелением пассажирских перевозок

В ФНС приступили к подготовке предложений
Высокая степень применения серых схем в отрасли подтверждается данными исследования Общероссийского народного фронта (ОНФ)
Высокая степень применения серых схем в отрасли подтверждается данными исследования Общероссийского народного фронта (ОНФ) / Максим Стулов / Ведомости

Минтранс вместе с Ространснадзором, Минфином и Минтрудом должны разработать меры для искоренения серых схем в сфере пассажирских перевозок, следует из письма за подписью вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего сферу транспорта (есть в распоряжении «Ведомостей»). В документе приводятся три предложения по обелению отрасли, которые следует оценить профильным ведомствам.

Первое – переход к обязательному использованию брутто-контрактов. Сейчас такие договоры заключают некоторые муниципалитеты (например, Нижний Новгород). По условиям контрактов муниципалитет закупает у частных предпринимателей весь необходимый объем услуг. Но оплата поездок пассажирами идет в бюджет – перевозчики каждые два дня обязаны перечислять выручку муниципалитету. А перевозчик получает гарантированный доход – выплаты по контракту дважды в месяц.

Другая инициатива, которую необходимо проработать, – запретить участвовать в региональных и муниципальных конкурсах перевозчикам, которые не следуют специальной «догме». Речь идет об Отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020–2022 гг., оно устанавливает стандарты в сфере перевозок.

Третье предложение – обязать Ространснадзор выявлять признаки серых схем при проверках.

Вице-премьер поручил проработать возможность внести такие изменения в проект поправок в 220-ФЗ «О регулярных перевозках пассажиров», который Госдума должна рассмотреть во втором чтении.

Срок исполнения поручений – до 24 декабря 2021 г. Они были направлены Минтрансу, Ространснадзору, Минфину и Минтруду, указано в документе. «Ведомости» направили запросы в эти министерства и ведомства, а также пресс-секретарю Хуснуллина. Последний сообщил, что вице-премьер на момент получения вопросов находился на Дальнем Востоке и из-за разницы во времени физически не мог прокомментировать информацию.

Налоговая уже в деле

ФНС сформирует предложения по обелению рынка автомобильных пассажирских перевозок. Об этом заявил заместитель руководителя службы Дмитрий Сатин на пленарной сессии форума Российского союза промышленников и предпринимателей «Общественный транспорт». По его словам, работа будет вестись по трем направлениям. Первое – это заключение отраслевых соглашений, заявил Сатин на пленарной сессии форума. Такую практику надо брать в основу концепции, которая будет выстроена для обеления отрасли. Второе – донастройка законодательства, в частности нормативно-правовых актов, которая будет базироваться на принципах отраслевых соглашений. Третье – это большие данные. Анализ информации Минтранса, ФНС, МВД, Минтруда и других федеральных органов исполнительной власти позволит организовать «интеллектуальное администрирование» и в кратчайшие сроки способствовать обелению.

68%

у стольких перевозчиков зафиксировано нарушение режима труда и отдыха водителей в 2020 г.

«Единственной панацеей является комплексный подход. Перевозки – это в основном микробизнес. Поэтому [предприятия этой отрасли] особенно сложно администрировать, чтобы не задеть каждого. Подход должен быть достаточно тонким, проработанным», – подчеркнул Сатин.

ФНС уже участвует в нескольких проектах по борьбе с серыми схемами в конкретной отрасли. Например, с 2017 г. российские экспортеры зерна и другие игроки сельхозрынка подписывают Хартию АПК. В обмен на раскрытие части налоговой тайны компании получают доступ к аналогичным данным других. Выявив разрыв по НДС, налоговая направит уведомления всем участникам цепочки, подписавшим согласие на раскрытие налоговой тайны. На решение сомнительной ситуации дается один месяц.

Сейчас служба активно продвигает похожие проекты в сфере профессиональной уборки (клининга) и техобслуживания помещений – реестр «Белый.ФМ», а также грузовых перевозок – Хартия АТС. Текущие проекты по обелению отдельных отраслей «работают крайне эффективно», подчеркнул Сатин: «Однозначно нам можно доверять». Сейчас не планируется создавать хартию добросовестных участников рынка по аналогии с проектами обеления в ряде других отраслей, пояснил впоследствии «Ведомостям» замглавы ФНС: «Пока речь не про хартию, а о том, что нужно сформировать предложения».

Серость отрасли

Высокая степень применения серых схем в отрасли подтверждается данными исследования Общероссийского народного фронта (ОНФ) – доклад был представлен Хуснуллину, в том числе благодаря содержащимся в нем выводам вице-премьер распорядился заняться обелением рынка, заявил «Ведомостям» замруководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький. Организация провела контрольные закупки при проезде в городских автобусах в 82 регионах. Согласно докладу ОНФ (есть у «Ведомостей»), признаки сокрытия выручки выявлены в 33% случаев: не принимается оплата проезда картой, не выдаются билеты (либо на билете указаны реквизиты другого предприятия) или не удалось найти фискальный чек.

Другое распространенное нарушение – серые зарплаты, уход от уплаты страховых взносов. В 2019 г. 65% перевозчиков платили зарплату меньше 15 000 руб., подсчитал ОНФ на основе открытых данных ФНС (учтены 1900 юрлиц в 75 регионах). В 2021 г., согласно данным портала «Работа в России»,​​ 20% перевозчиков предлагали зарплату также меньше 15 000 руб. (проанализировано более 700 работодателей). Согласно отраслевому соглашению зарплаты в пассажирских перевозках должны быть не ниже трехкратного прожиточного минимума трудоспособного гражданина в этом регионе. В среднем по России – от 38 000 руб.

Еще одна распространенная проблема – нарушение режима труда и отдыха водителей. Для нормальной работы перевозчика необходимо более двух водителей на автобус. У 68% перевозчиков на один автобус приходилось два и менее работника в 2020 г., подсчитал ОНФ на основе открытых данных ФНС и Ространснадзора. «На этих предприятиях водители перерабатывают или же часть из них не оформлена в штат и получает зарплату в конвертах», – пояснил Беленький. Продолжительность смены водителя автобуса не должна превышать 12 часов. 36% автобусов свыше 12 часов управляли одни и те же водители, показала контрольная закупка ОНФ.