Россияне переходят на дешевые сигареты из-за роста акцизов
Табачные компании опасаются роста нелегального рынкаВ январе – августе 2021 г. предпочтения российских курильщиков изменились в пользу дешевых сигарет. Об этом свидетельствуют данные NielsenIQ, подготовленные для «Ведомостей» (учитывают продажи в продуктовых и специализированных магазинах в городах с населением более 10 000 человек). Дешевые сигареты (до 125 руб.) стали лидерами по доле в продажах: этот показатель вырос с 32,6 до 37,7%, обогнав средний сегмент (от 125 до 145 руб.), доля которого сократилась на 3,5 п. п. до 31,3%.
В целом продажи сигарет в России уже не первый год демонстрируют отрицательную динамику. В январе – августе 2021 г. они снизились на 4,8%.
Однако из данных NielsenIQ следует, что за этот период объем реализации сигарет стоимостью до 125 руб. за пачку вырос в натуральном выражении на 10,1% год к году, тогда как за аналогичный период 2020 г. этот показатель составлял только 1,3%.
Продажи сигарет среднего ценового сегмента, наоборот, снижаются, причем большими темпами, чем годом ранее. Например, продажи продукции стоимостью от 125 до 145 руб. за пачку упали на 14,4% (на 1,3 процентного пункта больше, чем в аналогичный период прошлого года), а по цене от 145 до 178 руб. – на 12,1% (на 4,4 п. п. больше), свидетельствуют данные NielsenIQ. Плавное переключение потребителя на сигареты низких ценовых категорий и так наблюдалось несколько лет из-за постоянного роста акцизов, говорит директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям БАТ субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия Олег Барвин. Но в 2021 г. ситуация усугубилась повышением ставок акцизов сразу на 20%, тогда как ранее они увеличивались примерно на 4% в год. В условиях, когда реальные располагаемые доходы населения не растут, часть потребителей вынуждены переключаться на недорогую продукцию, констатирует Барвин.
При этом наиболее дорогостоящая продукция, цена которой превышает 178 руб., наоборот, сократила темпы падения продаж с 14,7% за восемь месяцев 2020 г. до 2,5% в этом году. Такая динамика может быть связана с тем, что из-за подорожания часть сигарет из среднего ценового сегмента перешла в высокий, рассуждает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В этом сегменте многие потребители не готовы отказываться от привычных брендов и продолжают покупать их, несмотря на рост цен, объясняет эксперт снижение темпов падения продаж дорогостоящей продукции.
Такую динамику продаж на табачном рынке подтверждают и ритейлеры. По словам представителя «Магнита», за этот период действительно сокращаются продажи в натуральном выражении сигарет среднего и высокого ценовых сегментов, а в более дешевом сегменте наблюдается рост.
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы о минимальных и максимальных розничных ценах на сигареты, одна и та же марка может попадать в разные сегменты по цене в зависимости от линейки. Так, например, максимальная цена бренда Winston компании Japan Tobacco International может составлять как 147 руб. за пачку, так и 183 руб. (данные на 1 октября 2021 г.). Сигареты Marlboro производителя Philip Morris International стоят как 169 руб., так и 199 руб.
Удорожание продукции может привести к росту продаж нелегальных сигарет, говорят участники рынка. Они, в свою очередь, стоят дешевле, поскольку с них не уплачен акциз. Многим российским курильщикам даже самая дешевая табачная продукция становится не по карману и они начинают покупать нелегальные сигареты, говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в России и Центральной Азии Илона Миртова. Во II квартале 2021 г. доля нелегального рынка достигала 12,8%, приводит Барвин данные Kantar TNS. В дальнейшем этот показатель может расти, резюмирует он. Представитель Japan Tobacco International отказался от комментариев, представитель Philip Morris International не ответил на вопросы по существу.
Представители табачных компаний неоднократно отмечали, что падение производства и продаж сигарет (-4,8% в январе – августе 2021 г.) связано с ростом нелегального рынка. Кроме этого, часть курильщиков переходит на электронные системы доставки никотина, рассказывал в интервью «Ведомостям» генеральный директор субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия группы БАТ Фарук Енер.