Группа S7 запустит новый лоукостер летом 2022 года
Увеличить количество таких перевозчиков хотел МинтрансКрупнейшая частная авиакомпания России S7 официально анонсировала запуск новой авиакомпании – регионального низкобюджетного авиаперевозчика. Его первые рейсы запланированы на июль 2022 г., рассказала журналистам 28 июля совладелица и председатель совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева.
«Реальные доходы населения падают, особенно в период пандемии, когда много малых бизнесов закрывается. Кроме того, в Европе рейсы лоукостеров EasyJet и Wizz Air покрывают достаточно большой перечень городов, а в России подавляющее большинство кресел у авиакомпаний приходится на Москву и Санкт-Петербург. В этом мы видим возможность, потому что доступные перевозки должны быть не только для жителей Москвы и Петербурга», – сказала Филева.
Маршрутная сеть нового лоукостера будет последовательно расширяться: в 2022 г. откроют 22 направления, 42 – в 2023 г. и 66 – в 2024 г. Окончательная сетка еще не составлена, говорит Филева. Выполнять перевозки, возможно, будут из аэропортов Омска, Челябинска и Казани – городов, в которых доступность авиаперелетов очень низкая, по мнению S7. Компания будет выполнять рейсы как по регионам, так и за границу, например в страны СНГ, уточнила Филева. В парк перевозчика поступят новые самолеты Airbus A320neo на 186 кресел – их возьмут в лизинг. В 2022 г. в парке должно быть 8 судов, в 2023 г. – 16, в 2024 г. – 24.
Согласно презентации S7 к проекту создания лоукостера, в 2022 г. новый перевозчик должен перевезти 1 млн человек, к концу 2024 г. пассажиропоток вырастет до 7,8 млн человек в год.
Новый перевозчик станет частью группы S7. Сертификат эксплуатанта получит уже созданное юридическое лицо «Глобус» – это бывшая авиакомпания группы. «Сибирь» и «Глобус» были объединены в рамках S7 Group в феврале 2020 г. Парк «Глобуса» из 23 самолетов Boeing 737 был передан в «Сибирь». Филева подчеркнула, что «Глобус» – это лишь название юрлица, а название самого лоукостера и его бренд будут иными, их презентуют позднее. Возглавит новую компанию нынешний директор по стратегии S7 Григорий Давыдов.
Что такое S7 Group
Крупнейшая частная авиационная и космическая группа в России. Ее основали супруги Владислав и Наталия Филевы. На конец прошлого года Филев владел 49,9% акций в ЗАО «Группа компаний С7», по 25,03% было у его дочерей Татьяны и Марии, сообщает «Интерфакс». В состав группы помимо перевозчика S7 Airlines входят компания S7 Technics по техобслуживанию самолетов, S7 Space (управляет платформой «Морской старт»), S7 Cargo (агент по продаже грузовых авиаперевозок группы) и др. Кроме того, Филеву принадлежит завод по производству бизнес-джетов Epic Aircraft (Бенд, штат Орегон).
Объем инвестиций в проект на начальном этапе Филева оценила в 2,5–3 млрд руб. (с учетом лизинга воздушных судов) – это собственные средства группы. Окупить инвестиции рассчитывают за четыре года. В S7 затруднились ответить, какие будут цены на билеты нового перевозчика: все будет зависеть от конкретных аэропортов, с которыми планируется договариваться о скидках на обслуживание. Компания также планирует обращаться в Минтранс за субсидиями на региональные перевозки, но в их получении не уверена, отметила Филева.
Всего на поддержку региональных перевозок в 2021 г. из федерального бюджета выделили 7,7 млрд руб. и 6,7 млрд из региональных. Основной объем субсидий (70%) с 2021 г. приходится на перевозчиков, у которых есть в парке самолеты SSJ100. РБК ранее сообщал, что основными получателями господдержки в этом году стали «Якутия», «Ираэро», «Азимут», «Ямал» и Red Wings. По данным источника «Ведомостей» в Росавиации, S7 Airlines в этом году удалось получить только 461,4 млн руб. из федерального бюджета на поддержку региональных перевозок.
«Минтранс поддерживает идею запуска лоукостера, понимает необходимость связи между регионами. Но выраженной поддержки нет. Возможна консультационная поддержка, мы бы с удовольствием ее приняли», – объяснила Филева роль Минтранса в проекте. В пресс-службе Минтранса не ответили по существу вопросов о возможных мерах поддержки нового лоукостера.
Министр транспорта Виталий Савельев в январе 2021 г. говорил ТАСС, что оптимальным для России было бы наличие трех лоукостеров, включая уже работающую «Победу». Один вновь созданный перевозчик, по мнению министра, должен летать в Центральной России, разгружать московский авиаузел, второй – работать на Дальнем Востоке. Как писали «Ведомости», на одном из январских совещаний в Росавиации авиакомпании не захотели участвовать в проекте лоукостера. S7 тогда заявляла, что у перевозчика нет планов менять текущую бизнес-модель. Савельев также говорил, что партнером в новом проекте может выступить «Сбер», но зампред правления банка Анатолий Попов в апреле опроверг это, пояснив, что банк не видит «больших коммерческих перспектив» такого проекта.
Исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что озвученных S7 прогнозных параметров по пассажиропотоку лоукостера вполне удастся достичь. «S7 давно и успешно выполняет полеты в европейской части страны, в Сибири и видит, какой спрос может возникнуть на прямые перелеты в регионах», – говорит эксперт.
Аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова напоминает, что в 2019 г. суммарный пассажиропоток аэропортов Омска, Челябинска и Казани составил 6,5 млн человек, в 2020 г. из-за пандемии снизился до 4,3 млн. «Планы по пассажиропотоку новой компании, вероятно, учитывают рост транзитного трафика в ключевых аэропортах, сформированного рейсами будущего лоукостера», – говорит эксперт. По ее словам, ключевыми конкурентами нового лоукостера будут авиакомпании, планирующие развитие лоукост-сегмента, например Smartavia и Red Wings. С ней соглашается Пантелеев: «Новый лоукостер будет конкурировать не столько с «Победой», которая активно летает из Москвы, сколько с региональными компаниями, которые летают с привлечением федеральных и региональных субсидий».
Юрова отмечает, что давление на финансовые результаты новой компании будет оказывать возросший уровень конкуренции на внутреннем рынке в низком ценовом сегменте. Она не исключает, что Минтранс может предложить перевозчику новые формы господдержки или смягчить условия получения субсидий.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров называет планы по пассажиропотоку лоукостера S7 чрезмерно оптимистичными и не вполне реализуемыми с флотом из 24 самолетов. «Победа» в 2020 г. на 30 Boeing 737-800 с компоновкой на 189 мест обеспечила пассажиропоток в 9,09 млн человек при занятости кресел 91,4% (в 2019 г. – 10,29 млн при занятости 94%). Даже с учетом использования Airbus на 186 мест эффективность компании для достижения целевых показателей должна быть выше, чем у «Победы», что выглядит недостижимым для нового игрока в условиях наличия крупного конкурента», – считает он. Эксперт также отмечает, что процесс развития маршрутной сети не будет быстрым и срок окупаемости инвестиций в четыре года выглядит заниженным как минимум в 1,5 раза даже без учета новых волн пандемии.
«Ведомости» направили запрос в авиакомпанию «Победа».