S7 Group обсуждает создание в России нового лоукостера

Компания ведет переговоры с Boeing и Airbus о лизинге самолетов
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

S7 Group бизнесмена Владислава Филева может создать новую лоукост-авиакомпанию в России, сообщили «Ведомостям» три источника в авиаотрасли. В Минтрансе для проработки этой темы создана рабочая группа с участием сотрудников S7, «вопросом занимается гендиректор группы Антон Еремин», говорит один из собеседников «Ведомостей». 

Проработку вопроса по созданию новой бюджетной авиакомпании подтвердили в S7. «Мы внимательно изучаем текущую ситуацию на рынке и проводим комплексную оценку целесообразности запуска новой лоукост-авиакомпании. В настоящее время S7 Group ведет переговоры с Airbus и Boeing о лизинге самолетов», — подтвердил представитель S7. Впрочем, группа, по его словам, будет реализовывать проект «только в случае высокой бизнес-эффективности новой авиакомпании». При этом в группе подчеркивают, что S7 Airlines (под таким брендом выполняет полеты авиакомпания «Сибирь») не планирует менять текущую бизнес-модель и переходить в лоукост-сегмент. 

Подробности проекта в компании не раскрыли. Представитель Минтранса не ответил на вопросы «Ведомостей». Представители Boeing и Airbus отказались от комментариев, так же поступили пресс-службы «ВТБ лизинга», «Сбер лизинга», ГТЛК и «ВЭБ лизинга» — крупнейших компаний по лизингу авиатехники в России. 

S7 может запустить нового лоукостера на базе бывшей авиакомпании «Глобус», полагает один из собеседников «Ведомостей». «Сибирь» и «Глобус» были объединены в рамках S7 Group в феврале 2020 г., парк «Глобуса» (23 самолета Boeing 737) был передан в «Сибирь». При этом юридические лица не объединялись. Реорганизация была проведена ради экономии и повышения эффективности в условиях ухудшающегося рынка, сообщали в компании. Однако для возобновления полетов «Глобусу» сначала придется вернуть себе сертификат эксплуатанта. На это может уйти до трех месяцев, знает источник «Ведомостей», близкий к Росавиации.

О планах создать не позднее 2022 г. новый лоукостер в средней полосе России ранее говорил министр транспорта Виталий Савельев. Такой перевозчик должен разгрузить московский авиаузел, объяснял он. В проекте может поучаствовать «Сбер», также заявлял министр. Но зампредседателя правления банка Анатолий Попов позднее говорил, что у проекта нет больших коммерческих перспектив.

Уже больше года — с апреля 2020 г. по март 2021 г. — S7 является крупнейшей в России авиакомпанией по количеству перевозимых пассажиров в месяц, опережая «Аэрофлот» (без учета компаний группы). По данным Росавиации, в январе — марте 2021 г. S7 перевезла 3,6 млн пассажиров, «Аэрофлот» — 3,3 млн, при этом по итогам 2020 г. «Аэрофлот» сохранил за собой первое место.

Выйти в лидеры S7 помог коронавирус: в прошлом году количество московских рейсов сильно сократилось из-за пандемийных ограничений, тогда как программа полетов по регионам была урезана не так значительно. У S7 помимо «Домодедово» есть хабы в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Иркутске и Владивостоке, в то время как у «Аэрофлота» хаб сейчас только в «Шереметьево», летом 2021 г. планируется открытие второго — в Красноярске. За 2020 г. S7 сократила перевозки пассажиров на треть, тогда как «Аэрофлот» — в 2,5 раза. S7 за прошлый год также смогла нарастить долю на рынке существеннее, чем все остальные авиакомпании, — на 6,9 п. п. до 17,8%. Доля «Аэрофлота» сократилась на 8 п. п. до 21,03%, следует из данных Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России. 

«Основной спрос сегодня формируется в нижнем ценовом сегменте. Это как раз ниша для лоукостера. Там есть большие возможности для развития бизнеса. И мы видим на примере «Победы», насколько перспективен может быть этот проект», — рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Европейский лоукост в убытке

Крупнейшие европейские лоукостеры Wizz Air, Easyjet и Ryanair в 2020 г. были, в отличие от российской «Победы», убыточными, что является прямым следствием снижения пассажиропотока. В частности, у Wizz Air по итогам финансового года (завершился в марте 2021 г.) он снизился в 4 раза до 10 млн пассажиров, у Ryanair — в 5 раз до 27,5 млн. Аналитики JPMorgan Chase считают, что все три европейских лоукостера вернутся к прибыли в 2022 г.

По мнению аналитика, новому лоукостеру понадобится не менее 10 самолетов для запуска и они обязательно должны быть новыми: «Авиакомпании нет смысла брать возрастные самолеты. Доход лоукостер получает за счет эффективного использования парка, и необходимо, чтобы парк не ломался, не простаивал на ремонтах – так что однозначно никакой старой техники. Я думаю, это могут быть Airbus A320 или Boeing 737 — среднемагистральный парк». 

Обычно парк низкобюджетных авиакомпаний состоит из новых самолетов, которые можно эксплуатировать более интенсивно, что позволяет сократить удельные расходы, соглашается старший эксперт по авиации Bain & Company Илья Ямщиков. «Однако бывают исключения, — продолжает он. — Например, средний возраст самолетов в парке американской бюджетной компании Southwest и австралийской Jetstar составляет около 11—12 лет. Впрочем, и эти авиакомпании планируют обновлять свой парк за счет новых поставок». 

Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, напротив, считает, что S7 под новый проект может задействовать и свой текущий парк. «S7 необходимо пристроить простаивающие Airbus A319 (сейчас летают 4 из 8 самолетов этой модели. — «Ведомости»). Лоукостер не обязательно должен использовать новую технику. Если сегмент рынка высокосезонный — то есть спрос сильно зависит от сезона, как, например, на южных курортных направлениях, — то новая техника будет неэффективна: ее лизинг обходится дороже, при этом она будет простаивать полгода, — объясняет эксперт. —  Возраст самолета — это не принцип лоукостеров, а один из элементов бизнес-политики, причем не каждой компании». Крамаренко отмечает, что S7 уже сегодня на рейсах из Новосибирска работает как премиальный перевозчик, а на московских и региональных — как гибридный или как лоукостер: «Теперь группа может формально разделить этот бизнес на две части».

Эксперт отмечает, что на новых региональных направлениях S7 может столкнуться с конкуренцией со стороны как «Победы», так и «Азимута» (базы в Ростове и Краснодаре). Зато на региональных рейсах, куда по плану должен встать новый перевозчик, S7 воспользуется рядом преимуществ: нулевой ставкой НДС и субсидиями на региональные маршруты по постановлению № 1242. В этом году размер субсидий составит 7,7 млрд руб. Сахнова, напротив, считает, что лоукостер не получит господдержки: «Мировой практики поддержки лоукостеров со стороны государства просто не существует».